Армения настаивает, Россия объясняет: возможен ли единый рынок газа в ЕАЭС?

Ереван и Минск настаивают на необходимости единых тарифов на газ, считая, что это повысит конкурентоспособность промышленных товаров и в целом укрепит эффективность ЕАЭС. У Москвы несколько иные соображения на этот счет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЕРЕВАН, 19 мая — Sputnik, Ашот Сафарян. Вопрос формирования единого тарифа на газ в Евразийском экономическом союзе был одной из центральных тем сегодняшнего онлайн саммита лидеров евразийской "пятерки".

На единых тарифах настаивают Армения и Беларусь, утверждая, что это повысит конкурентоспособность промышленных товаров и в целом укрепит эффективность Союза. У России несколько иные соображения на этот счет. Москва отмечает, что единый тариф предполагает более глубокую форму интеграции, чего пока объединение не достигло.

Саммит лидеров стран ЕАЭС: Путин назвал условие для единой формулы цены на газ

На самом деле, по мнению директора Института энергетической безопасности Ваге Давтяна, в повестке ЕАЭС нет и не может быть вопроса формирования единого тарифа. Эксперт объясняет это отсутствием единой налоговой и финансовой систем (об этом говорил и российский лидер – ред.).

В интервью Sputnik Армения Давтян пояснил, что еще одним препятствием считает огромное различие между энергетическими и, в частности, газотранспортными системами стран объединения. Он напоминает, что одни государства экспортируют газ, другие покупают его.

Комментируя заявление Путина о том, что Ереван и Минск "не принимают предложенную общую формулу стран ЕАЭС к формированию цен на газ", Давтян пояснил, что в Армении и Беларуси не хотят покупать газ по долгосрочным контрактам, как сейчас, а предлагают перейти к спотовой торговле, хотя напрямую об этом не говорится.

"Армения и Беларусь просто ссылаются на то, что в ЕС цена упала ниже некуда. Но в ЕС применяются спотовые цены, которые сейчас в ЕАЭС не действуют. Они будут применены к 2025 году с запуском газовой биржи. Это собственно и предполагает создание единого рынка. Но и в этом случае внутренние тарифы будут формироваться странами-участницами", - сказал Давтян.

В действительности Давтян убежден, что основное решение проблемы цены на российский газ для Армении лежит исключительно в контексте армяно-российских отношений.

С тем, что решение газового вопроса требует долгой и кропотливой работы, согласен и эксперт по вопросам энергетики центра "Орбели" Ара Марджанян. Он тем не менее убежден, что существующие препятствия никоим образом не умаляют роль и значение Евразийского экономического союза, в частности для Армении.

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Марджанян добавил, что рассматривать ценообразование на газ исключительно как механизм интеграции стран ЕАЭС в корне неверно. И существует масса других направлений, демонстрирующих очевидные экономические плюсы этой интеграции.

Напомним, что с 1 января 2019 года цена на российский газ выросла со 150 до 165 долларов за тысячу кубометров, а тариф для населения остался прежним, за счет сокращения расходов компании. В связи с этим в "Газпром Армения" сейчас обсуждают вопрос сокращения персонала и оптимизации расходов. В противном случае сохранение тарифов для потребителей грозит накоплением огромного долга компании.

"Газпром Армения", на 100% принадлежащая "Газпрому", поставляет газ на внутренний рынок Армении. Армянский премьер на недавней пресс-конференции говорил, что пандемия коронавируса – не лучшее время для обсуждения вопроса повышения цен на газ.