С турецким писателем Кемалем Ялчином я познакомился во время очередной поездки в Западную Армению. Общий знакомый рассказал мне, что Ялчин долгое время был ярым националистом, однако в один прекрасный день с подачи одной армянки начал изучать историю восточных районов Турции (исторически Западная Армения) и обнаружил там большое число криптоармян.
Пока мы есть, Ани быть: исламизированный армянин стал хранителем армянской столицы>>
Я пригласил Кемаля в Ереван, чтобы вместе с ним посетить мемориальный комплекс "Цицернакаберд", посвященный жертвам Геноцида армян. Уже через несколько дней мы с цветами поднимались к Вечному огню, и чем ближе к нему подходили, тем тяжелее становилось дыхание Кемаля. У Вечного огня он встал на колени и, не сумев сдержать слезы, начал раскладывать перед ним свои книги и труды. Одна из книг – "Душа тобой ликует" – рассказывает о его путешествии в Западную Армению и об армянах, которых он там встретил.
"Все правительства Турции проводят одну и ту же политику отрицания геноцида, не проявляют никакого желания взглянуть в глаза действительности. Это власть лжи и фальши, но мир знает, что турецкое правительство лжет. О Геноциде армян нельзя забывать даже по прошествии тысячи лет, ведь это единственное на земле преступление, которому нет прощения и у которого нет срока давности", - такую запись он оставил в Книге посетителей мемориального комплекса. Турецкий писатель рассказал, что до 1990-х практически ничего не знал об армянах и уж тем более о Геноциде. Во время курсов по повышению педагогической квалификации в Германии он познакомился с армянкой по имени Мелине, которая и рассказала ему о горькой судьбе своих родителей.
Именно эта история и легла в основу книги Кемала Ялчина.
Мелине: Хочу рассказать тебе грустную историю о прошлом и настоящем.
Кемаль: В конце недели я уезжаю в Турцию, но хочу непременно послушать твою историю. Сможешь рассказать сегодня?
Мелине: Ну держись, тебе придется туго.
Кемаль: Выдержу.
Мелине: Слушай внимательно. Когда поедешь туда, своими глазами увидишь то, о чем я тебе расскажу. Увидишь подлинную действительность.
С этого диалога между Мелине и Кемалем начинается роман писателя. Мелине рассказывает о страданиях, через которые пришлось пройти армянам Западной Армении в годы Геноцида. Мелине рассказала и об армянах, которых вынудили отречься от своей религии и национальности. По ее словам, в восточных районах Турции и сейчас живет немало армян, скрывающих свою национальность.
"Услышав историю Мелине, я понял, что ее боль – лишь капля в море, по сравнению с горем, выпавшим на долю армян. Роман "Душа тобой ликует" стал результатом моих изысканий, проведенных в 1994–2000 годах. Летом 1998 года я поехал в Турцию. И решил отправиться в путь, чтобы начать работу над книгой. Мне предстояло найти в Амасии пожилую армянку, о которой мне рассказывала Мелине. Найти живых свидетелей, поговорить с ними, увидеть Ани и Ахтамар. Своей идеей я поделился с матерью. "Поезжай, сынок", - сказала мама. – Найди армянку из Евдокии (ныне Токат, город и район в Турции – ред.), которая вылечила меня от головной боли, и передай ей привет", - пишет Ялчин в предисловии к своей книге.
Кемаль Ялчин добрался до Ани, проехав через Эрзрум, Сарикамыш и Карс. Писатель признается, что посещение этих мест стало для него откровением: как может его родина скрывать историю, неведомую туркам. Речь идет об историческом наследии Западной Армении и многочисленных армянах, живущих там.
Продолжив свой путь, он приехал в Амасию, там познакомился с криптоармянином Оганом Йозантом, человеком, родившимся во время массовой резни 1915 года. Мать чудом спаслась от Геноцида и какое-то время скрывалась в Себастии.
Вернувшись через годы в Амасию, они узнали, что один из родственников Огана принял ислам ради спасения своей семьи. Именно он взял Огана под свое крыло, сделал его мусульманином и воспитал по законам ислама. Родные называли его как армянским именем Оган, так и турецким Исхан. Так и рос "бинациональный" Оган, впрочем, никогда не забывавший, что он армянин, и рассказывавший об этом своим детям и внукам.
"Мое детство прошло в нищете, страхе и тревоге. Мы добились всего трудом и упорством. А сейчас я хочу спокойно сомкнуть веки. Так не нарушайте наш покой", - говорит армянин Йозант, обращась к туркам.
В Кайсери Кемаль Ялчин познакомился с армянином по имени Закариа, который рассказал ему об учителе Гегаме Исколе, на протяжении нескольких десятилетий обучавшем армянскому языку детей криптоармян, в том числе и самого Закарию.
В своей 300-страничной книге турецкий писатель рассказывает об истории нескольких десятков армян Западной Армении, о страхах и страданиях, через которые им пришлось и все еще приходится проходить. В конце книги Ялчин приводит известную турецкую поговорку: "Солнце грязью не скроешь", смысл которой в том, что от правды никуда не денешься.
Мы едем с Кемалем в Цицернакаберд. Тишину нарушает его прерывистое дыхание. Через несколько дней, прощаясь со мной, Ялчин признался, что ему как турку стыдно за содеянное предками. И выразил уверенность, что Западная Армения не станет ни Турцией, ни Курдистаном, и все благодаря многочисленным армянам, живущим там.