Когда чужая нефть не дает спать: Эрдоган взвинтил ставки на ливийском плацдарме

Не справившись с армией фельдмаршала Хафтара при помощи изначально задействованных средств, Турция диктует новый, более высокотехнологичный уровень боевых действий на ливийском военном плацдарме.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения

События в Ливии продолжают вызывать обеспокоенность мирового сообщества. Источники с места событий утверждают, что против сил Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара в дело уже брошены "Томагавки" с турецкого военного корабля, курсирующего вдоль ливийского побережья. Равно как и дорогущие турецкие БПЛА нового поколения "Байрактар ТБ2", неплохо проявившие себя в боях против курдских сепаратистов на востоке Турции и на севере Сирии.

Против кадровых частей вояки с "калашами" обречены

Против высокотехнологичного натовского оружия и кадровых турецких военнослужащих войска фельдмаршала Хафтара, по большому счету, могут выставить лишь то, что им поставляют Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. То есть вооружение, которое стоит на мировом рынке на порядок дешевле и предназначено для военных действий местного масштаба. Оружие, так сказать, ближнего боя.

Ливийский реванш: как Москва с триумфом вернулась в высшую лигу

В первую очередь это те самые ЗРПК "Панцирь-С1Э" российского производства, об уничтожении которых так много шуму в последнее время. Системы ПВО, способные на близком расстоянии сбивать те же "томагавки" или же турецкие "Roketsan MAM-L" (ими вооружены БПЛА "Байрактар"), требуют к себе профессионального подхода и мастерства.

Однако высокопрофессиональной подготовки у армии Хафтара (собственно, как и у вояк, представляющих силы Правительства национального согласия (ПНС) Ливии во главе с Фаизом Сараджем) не наблюдается. И когда против войск такого уровня подготовки, привыкших и умеющих воевать только при помощи "калашниковых" и крупнокалиберных пулеметов, водруженных на борта пикапов, действуют турецкие (натовские) кадровые части, то в результате имеем то, что имеем.

Позорный конец авантюры в Идлибе: как турецкий зонтик закрылся прямо в лицо Эрдогану

А именно – имеем несколько уничтоженных "Панцирей", которые, однако, великолепно проявляют себя, скажем, в той же Сирии. Ведь ту же военно-воздушную базу, скажем, в сирийском Хмеймиме, "Панцири" защищают весьма эффективно. Так что от фактора человеческого, о котором говорят практически все эксперты, никуда не деться.

О чем свидетельствует данное наблюдение? В первую очередь о том, что Турция даже при помощи своих наемников, завезенных из Сирии (в первую очередь из Идлиба), не смогла переломать ход боевых действий в Ливии в пользу Сараджа. Причем число этих наемников, прошедших жесткое боевое крещение в отрядах "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран. - ред.), достаточно велико.

Судя по различным источникам, речь идет о 5-20 тысячах штыков. Однако прорвать блокаду Триполи боевики не смогли, и Турции пришлось не только повышать ставки, тратя на боевые действия дорогущие "томагавки" и "Байрактары", но и при этом самой высвечиваться в качестве непосредственного участника боевых действий.

Эрдогану не дает покоя бесхозная ливийская нефть

Очевидно, в политическом контексте сейчас Анкара будет делать упор на то, что защищает Правительство национального согласия, то есть законно признанное международным сообществом. Однако участие кадровых солдат и офицеров турецкой армии, от которого Анкаре не откреститься, может на международных политических подмостках обойтись дороже.

Ливийский пасьянс и транзит террористов: Эрдоган может стать мальчиком для битья в Берлине

Ведь на самом деле то же мировое сообщество великолепно понимает, почему президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решился-таки ввязаться в авантюру с прямой военной помощью Фаизу Сараджу. Всему виной, конечно же, ливийская нефть –проклятие этой бедной страны и многострадального народа – до которой пытается дотянуться турецкий лидер.

Уже известно, что турецкие нефтяные компании втихую разведывают ливийский прибрежный шельф на предмет нефти и газа. Только вот вопрос - согласится ли с этим мировое сообщество? Аппетиты на средиземноморские богатства есть у всех – та же Франция, например, особо не скрывает, что намерена подыгрывать фельдмаршалу Хафтару на международной арене.

Да и ближайшему союзнику США Израилю вряд ли подобные выкрутасы Эрдогана могут прийтись по душе. А ведь есть в регионе еще и Греция, которая уже вплотную схлестнулась с Турцией на ту же тематику. Вот и создается впечатление, что пытается откусить себе турецкий лидер кусок не по зубам. Удастся ли в условиях, когда в Сирии его ожидают серьезные испытания?

Думается, что серьезные международные разборки касательно поведения Эрдогана на ливийском треке еще впереди. Когда в мире с коронавирусной пандемией какие-то вещи устаканятся, то к теме оружейного эмбарго и прямого вмешательства в дела Ливии в том же ООН обязательно вернутся. Да и формат берлинского саммита по ливийской проблематике никто не отменял.

Видимо, потому и спешит Анкара, стараясь укрепиться на северо-африканском плацдарме до того, как мировое сообщество разберется с COVID-19. Потому и достала уже из рукавов все имеющиеся козырные карты в виде высокотехнологичного оружия. Вынужденно приоткрыла свои истинные намерения и готовность напрямую участвовать в войне на другом континенте.

Сравняли ли счет, уничтожив турецкие "Байрактар ТВ2"?

Однако складывается впечатление, что взвинтив ставки и использовав высокотехнологичное оружие, Эрдоган откровенно поспешил. Ведь после того, как турецкая армия при помощи своих "томагавков" и "Байрактаров" вскрыла ПВО и захватила стратегически важную авиабазу Аль-Ватыя, на ливийском военном плацдарме Анкаре сразу же пришлось столкнуться с другой действительностью.

Лукьянов: в 2019 году ливийский кризис перешел в принципиально новую фазу

Действительность эта прилетела в армию Хафтара в виде восьми высокотехнологичных же истребителей российского производства (шесть МиГ-29 и два Су-24). Откуда они – пока непонятно. В любом случае трудно предположить, что самолеты напрямую проданы или переданы российской стороной Ливийской национальной армии, которой руководит фельдмаршал.

Скорее всего, это в поддержку Хафтару от той же тройки арабских стран - Египта, Саудовской Аравии и ОАЭ. Чтобы выравнять ситуацию на фронте, которую резко "перекосило" после прямого вмешательства турецкой армии в местные разборки. Хотя не исключено, что эти истребители изначально принадлежали армии фельдмаршала и просто стояли на ремонте в наиболее близкой военной базе – в сирийском Хмеймиме.

Подумаешь, неудача в борьбе с Covid-19: Эрдоган нашел, кому попортить кровь

Откуда на самом деле самолеты, сейчас разбираются какие-то эксперты от ООН, однако появление истребителей уже внесло серьезные коррективы в соотношение сил вдоль всей линии противостояния. И в первую очередь дуплетом ударило конкретно по турецкой военной группировке, окопавшейся в Ливии.

С разницей в несколько часов стало известно о том, что в небе над страной сбито два турецких БПЛА "Байрактар ТВ2" – грозное оружие, способное действительно нанести тяжелые поражения частям Ливийской национальной армии. Месяцами ранее некоторые источники утверждали о переброске двух комплексов этих БПЛА из Турции в Ливию через Северный (турецкий) Кипр.

Один комплекс – это три беспилотника, наземный комплекс управления и сотня ракет MAM-L стоимостью порядка 40 миллионов долларов. Фактически один из двух комплексов уже можно списывать со счетов. В небе над Ливией разворачивается высокотехнологичная война, и отвечать за очередной виток кровавого противостояния придется именно Анкаре.