Ашот Сафарян, Sputnik Армения
Власти Армении затеяли масштабные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах. Проект поправок предусматривает внедрение большого количества альтернативных мер наказания, новых институтов судопроизводства и форм отбывания наказания.
Проект был утвержден на заседании правительства 21 мая. В ближайшее время он будет направлен в Национальное собрание для обсуждений. Премьер Никол Пашинян назвал поправки долгожданными, выразив надежду, что они позволят в корне изменить уголовно-правовую ситуацию в стране.
Мы попытались с помощью адвоката Гегама Акопяна сделать небольшой разбор представленных министерством юстиции поправок, выделить наиболее значимые пункты. Эксперт видит в реформе как позитивные, так и негативные аспекты.
Очевидным плюсом он считает внедрение альтернативных мер наказания: для судов открываются широкие возможности по мерам, не связанным с тюремным заключением. Но есть и моменты, которые не столь приемлемы для юриста.
Предлагаемыми поправками под условное освобождение от заключения подпадают статьи, предусматривающие до 4 лет лишения свободы. В действующем кодексе такого снижения порога нет, и условное неприменение наказания не имеет каких либо ограничений.
В случае принятия поправок в Армениивпервые будет применяться домашний арест, а обвиняемых в совершении тех или иных преступлений иностранцев в ряде случаев будут просто выдворять из страны. Предусмотрены и общественные работы за совершение ряда правонарушений, суды безо всяких предусловий смогут назначать и такую меру наказания. Акопян считает это позитивным явлением.
Возвращаясь к домашнему аресту, юрист выразил уверенность, что эта система сработает.
"На моей практике, наверное, не было случаев, чтобы мои подзащитные, к которым применялся залог, уклонялись от следствия, а деньги затем были бы перечислены в бюджет. Я это говорю к тому, что наша правовая дисциплина и культура вполне готовы к институту домашнего ареста", - говорит Акопян.
Риски рецидива, конечно не исключены. Любая мера наказания, не связанная с тюремным заключением, эту угрозу предполагает. Но при вынесении судебного решения все факторы будут учтены, и домашний арест будет применяться отнюдь не произвольно.
Важным пунктом Акопян считает институт сотрудничества со следствием. Фигурант уголовного дела идет на сделку со следствием, оказывает содействие в раскрытии преступления в обмен на то, что ему "скостят" часть предусмотренного данной статьей срока, а возможно и применят условное наказание.
Как отмечалось выше, есть и недостатки. В частности, это институт "частного обвинения". Если оторваться от юридических формулировок, то граждане выступают в роли прокуроров. Они могут представить уголовные иски в суд, и они же будут выступать в качестве стороны обвинения.
Акопян считает, что многие граждане могут начать злоупотреблять этой возможностью, что станет колоссальной нагрузкой для судов, которые и без того работают на износ. От системы "частного обвинения" выиграют только следственные органы – работы у них станет меньше.
Но в любом случае стоит учесть, разработанный Минюстом законопроект еще предстоит обсудить в парламенте. В процессе этого будут доработки и корректировки.