Марианна Пайтян, Sputnik Армения
Ситуация с коронавирусом заставила многих пересмотреть жизненные приоритеты и, почему бы нет, изменить свои давние привычки. И речь идет не только о соблюдении правил безопасности и социальной дистанции: карантин вынудил многих научиться чему-то новому. Например, пользоваться онлайн-услугами. Многие, как и я, внезапно осознали, что покупать продукты и предметы первой необходимости так намного проще.
Как только в стране ввели режим ЧП, мы всей семьей заперлись дома. Печь хлеб решили сами - раз в два дня, а все необходимое — заказывать. Так за два месяца я протестировала множество компаний, занимающихся доставкой продовольствия.
Компания Gazar.am была основана два с половиной года, став в некотором роде "пионером" в мире онлайн-продаж, так как первой из армянских компаний сфокусировалась исключительно на доставке овощей и фруктов. Поначалу клиенты особой активности не проявляли, но очень скоро в компании поняли, что проблема в самой системе регистрации онлайн – ведь очень многие представители старшего поколения, собственно – целевая аудитория, с компьютером так и не "подружились". Опасаясь что-то сделать не так при оформлении заказа, люди отказывались от этой идеи, предпочитая сбегать в магазин по старинке.
Подумав, в компании решили принимать заказы и по телефону и за два года наработали приличную клиентскую базу.
"Чума" спасает от "чумы", или Что армяне предпочитают читать на карантине>>
Режим ЧП стал для всей команды настоящим испытанием. В дни карантина объем работы вырос настолько, что подключиться пришлось всей семье гендиректора компании Элен Тадевосян, о чем она охотно нам рассказала. Самой Тадевосян пришлось засесть за телефон, упаковывать товар и заниматься другой работой не по статусу.
"За день наши заказы увеличились пятидесятикратно. Бывали дни, когда мы не успевали даже стакан воды выпить", - рассказывает Элен.
Не все получалось идеально, в том числе из-за неполадок с интернетом в эти дни, но в целом качество работы в 90% случаях осталось высоким, заверяет Тадевосян. При этом компания разработала и новые способы доставки.
"Были интересные случаи, когда мы отвозили заказ людям, которые находились в изоляции или самоизоляции. Иногда стучали в дверь, оставляли заказ на пороге и уходили. Бывало, что клиенты спускали с балкона веревку, курьеры привязывали к ней пакет с продуктами - так и доставляли", - рассказывает директор компании.
Из-за огромного потока работать в областях не получилось, хотя, по словам Тадевосян, для пожилых клиентов делались исключения.
Для тех же, кто соблюдал строгий карантин Элен готовила сюрпризы в виде пучка зелени. Она полагает, что запертым дома женщинам это могло поднять настроение.
Пик работы уже спал, но клиентская база заметно расширилась, так как многие узнали о существовании компании именно во время карантина.
Кроме того, онлайн-покупки – это дело привычки, а они претерпели за последнее время значительные изменения. Сейчас в компании подумывают о создании специальной онлайн-платформы, которая связывала бы клиентов и фермеров напрямую.
В дни карантина самые популярные онлайн-площадки предлагали продукты, которые поставлялись прямо с ферм. Так было создано сразу несколько платформ.
Самой востребованной стала IrindNatural.am, основанная примерно за год до эпидемии. Компания предлагает сельхозпродукцию, производят которую в селе Иринд Талинского района. Заказ можно оформить по телефону, через Facebook и сайт компании.
Едва успев отметить годовщину, фирме пришлось перейти на работу в режиме ЧП. Цены, пользуясь случаем, решили не взвинчивать, а доплату за доставку и вовсе отменили, что привело к настоящему буму.
"Все за доллар", или Какой бизнес выживает в период коронавируса>>
"За ночь число заказов выросло в сорок-пятьдесят раз, а потом и до стократного увеличения дошло", - с ужасом вспоминает эти дни директор Гагик Карапетян.
Огромный спрос оказался задачей непосильной для маленькой команды, неизбежно создавая массу проблем. Плохая связь жизнь не облегчала, один и тот же заказ мог зарегистрироваться несколько раз.
"У нас были финансовые потери, потому что бывало, что продукты портились, были проблемы и с машинами", - отметил он и добавил, что с апреля ситуация стабилизировалась.
Гагик говорит, что пик прошел, но хорошо, что у них появились новые клиенты.
Заместитель министра высокотехнологической промышленности Армении Степан Цатурян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что электронные покупки играют важную роль в деле цифровой эволюции. Это один из индикаторов уровня цифровой грамотности населения.
"Цифры каждый день меняются, но объем увеличился примерно в три раза", — отметил замминистра.
При этом он подчеркнул, что учет ведется только по факту электронного платежа. То есть если заказ оформлен через интернет, но оплата производится наличными по факту доставки, то в статистику этот случай не попадает.
Замминистра уверен, что для формирования культуры интернет-покупок необходимо предпринять меры, нацеленные на повышения доверия к такого рода сделкам.
В связи с этим министерство в скором времени утвердит стандарты кибербезопасности, обязательные для всех электронных платформ, призванные обеспечить безопасность процесса.
"Взрыв" может быть уже после: как коронавирус меняет жизнь в Армении>>
В качестве партнера для хозяйствующих субъектов с целью развития сферы электронных покупок министерство рассматривает "Айпост". Компании мирового масштаба типа Amazon, eBay и других могу доставить товар покупателю практический в любую точку мира, потому что сотрудничают с крупными компаниями. В Армении же "Айпост" может стать тем партнером, который позволит предпринимателям расширить географию предоставления своих услуг.