Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Турецкое правительство остается последовательным в своей позиции по вопросу Геноцида армян, а точнее – политике отрицания, о чем лишний раз свидетельствует прошедшее на днях заседание Высшего консультативного совета Турции под руководством Эрдогана, в ходе которого обсуждались так называемые "меры по противодействию беспочвенным антитурецким инсинуациям вокруг событий 1915 года в Османском государстве". Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказала координатор проекта "100 лет спустя" Асмик Ахвердян.
Поведение нынешних турецких властей Ахвердян не удивляет, ничего другого ожидать было и нельзя, однако далеко не все представители турецкой интеллигенции разделяют эту позицию. Многие понимают и принимают то, что произошло 105 лет назад.
Ахвердян представила Sputnik Армения ряд писем турецких политиков и общественных деятелей разного периода, адресованные другим великим армянам - всемирно известному французскому режиссеру Анри Верною, композитору Комитасу и политическому деятелю Гарегину Хажаку. Все эти письма вошли также в сборник "Ответ 100 лет спустя" в рамках одноименного проекта.
Словесная перепалка Вернойя и Акарджали
Наиболее ярко позицию турецких властей всех времен демонстрирует ответ члена правительства Турции, министра здравоохранения и представителя Турции в Европарламенте Бюлента Акарджали, адресованный знаменитому французскому режиссеру Анри Верною (Ашот Малакян). Разгоревшаяся дистанционная полемика в далеком 1995 году наделала в свое время много шуму.
Все началось с того, что Верной в преддверии 80-й годовщины Геноцида армян, выступая на V французском телеканале в 1995 году, подчеркнул необходимость признания Геноцида армян Турцией. Он также представил детали по событиям 1915 года. За этим последовала реакция турецких властей.
Турки сбросили мальчика с моста, но он выжил: невероятная история армянского Маугли>>
Вот тогда и написал Акарджали письмо Верною, признавшись, что выступление режиссера, мягко говоря, его разгневало. Он назвал Верноя "торговцем чувствами", который сеет ненависть, одновременно манипулируя эмоциями и чувствами армянской диаспоры и французов.
"Вам недостаточно одного разжигания армяно-турецкой вражды, во имя Ваших темных игр Вы пытаетесь навязать свой личный формат в отношения между Турцией и Францией, а также в христианско-мусульманские отношения. Вы живете прошлым, и только запах крови может Вас отрезвить", - цитирует Ахвердян письмо Акарджали.
Он настаивает, что "никто не разделяет мнения Верноя о событиях 1915 года", а факты якобы против Верноя, а значит – "и всего армянства по требованию признания Геноцида".
По словам Ахвердян, в письме также тонкой линией просматривается политика властей Турции отделить армян диаспоры от Армении.
Саид Четиноглу
Совсем иного мнения придерживаются представители турецкой интеллигенции. В этом контексте специалист напомнила о преследуемом в Турции Саиде Четиноглу, которому принадлежат многочисленные книги и статьи, посвященные Геноциду армян в Османской империи, грабеже и присвоении имущества армян в те годы.
Она отметила, что письмо должно было быть полностью опубликовано к 105-летию, однако помешала пандемия коронавируса. Ахвердян отметила, что Четиноглу в письме обращается к великому композитору, подчеркивая , что каждый раз представляя Комитаса, его глаза наполняются слезами.
"В 1915 году перед глазами у всего цивилизованного мира Геноцид уничтожил народ Комитаса, а цивилизованный мир не поднял свой голос против истребления целой нации. У этого преступления не было своего Нюрнберга, и даже, наоборот, виновники удостоились различных наград", - пишет автор.
Четиноглу отмечает в своем письме, что в то время мир позабыл Геноцид 1915 года и пытался всячески убедить армянский народ, что ничего не произошло и надо двигаться вперед, не вспоминая о случившемся.
"Многие и сегодня продолжают отрицать и уговаривать", - пишет Саид.
Франция без Азнавура: вице-мэр Альфорвиля рассказал об активности турок и азербайджанцев>>
Он подчеркивает, что от остальных спасшихся во время геноцида Комитас отличался тем, что у некоторых еще имелись семьи, а его семьей был весь армянский народ, который методично уничтожался, без надежды на возрождение.
Осман Кавала
Еще одним поплатившимся за призыв к признанию Геноцида армян был турецкий предприниматель Осман Кавала. Его письмо, адресованное члену партии АРФД, жертве событий 1915 года Гарегину Хажаку, также вошло в сборник книги "Ответ 100 лет спустя".
В частности, Кавала в письме касается правового и политического аспекта Геноцида армян.
"По воле случая узнал, что в стране моего проживания армяне столкнулись с самыми жестокими массовыми деяниями, что древняя, тысячелетняя цивилизация была уничтожена за несколько месяцев", - пишет Кавала.
Он отмечает, что в их числе оказался Гарегин Хажак и многие османские армяне.
Поэтому, как бы ни старалась Анкара стереть из памяти преступления против армян, сохранившиеся письма о многом могут рассказать.
Геноцид армян в Османской империи – первый геноцид ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по вопросу армянского Геноцида.
"Армянин я, что вам ещё нужно?": как амшенцы пустили корни в Турции>>
Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, парламентом США, Люксембурга, Австрии, Чили, Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.