Четыре миллиона долларов, внесенных в кассу для освобождения экс-президента Армении Роберта Кочаряна под залог, в судопроизводстве страны – дело неслыханное и невиданное.
Залоги, как известно, платят не только у нас, и не факт, что эти 4 миллиона способны поразить воображение любого.
Факт первый. Тоже Роберт, но Дерст, был арестован в США по обвинению в убийстве своего соседа, однако, ждать приговора в тюремной камере техасец не захотел, и суд пошел ему навстречу. Был назначен залог в размере 300 тысяч долларов, что, по сравнению с залогом для Кочаряна, сущий пустяк. Дальше события развивались веселее. Внеся залог, Дерст вскоре сбежал.
Его поймали, арестовали, велели сидеть в камере, но он опять не захотел и выразил готовность внести залог по новой. Не знаю, как бы поступил в таком случае армянский суд, но техасский пошел Роберту навстречу и назвал сумму нового залога – миллиард долларов! Обвиняемый не стал мелочиться и заплатил.
Тут время сказать, что Дерст был миллионером и сыном миллиардера, и ходить с протянутой рукой по Техасу ему не пришлось. Тем временем судебный процесс шел своим ходом, в скором времени ко всем его грехам прибавилось обвинение в сокрытии улик, после чего сумма залога была повышена до 3 миллиардов долларов, и деньги так же быстро поступили в кассу.
Разбираясь по существу, суд снял с Дерста обвинение в предумышленном убийстве, но за ним оставалось сокрытие улик – раз, и попытка бегства – два. После чего залог в 3 миллиарда долларов Апелляционный суд счел завышенным и, назначив за каждый проступок по 150 тысяч долларов, вернул оставшееся Дерсту. Но сидеть ему все равно пришлось – его приговорили к 5 годам лишения свободы.
Кочарян опубликовал фото после освобождения из-под стражи>>
Может ли Кочарян рассчитывать на то, что Апелляционный суд Армении, получив 2 миллиарда драмов (более 4 миллионов долларов), проявит к нему финансовое милосердие, сказать трудно, но если даже нет, возвращение экс-президента из камеры домой, безусловно, поможет разрядить обстановку.
Факт второй: в 2008 году в Австрии потомок кофейного магната Юлиус Майнл проходил по делу о торговле недвижимостью. Его выпустили под залог в 133 миллиона евро. Сторона обвинения все переживала – сбежит или нет. Откуда такая тревога?
Дело в том, что у подсудимого было двойное гражданство: помимо австрийского, у него имелся паспорт гражданина Великобритании. Вторая причина для волнения – у Майнла был собственный самолет. Более того, Юлиус умел им управлять. Британский паспорт в кармане, свой самолет, взлет и посадка, скажем, в Лондоне…
Но самолет остался в ангаре, Майнл – дома, доказать вину судьи не смогли, залог пришлось вернуть.
Собственного самолета у Кочаряна нет, второго гражданства – тоже, вина экс-президента пока не доказана, судьба залога не определена.
Из мировой практики применения залога: в идеале обвиняемый вносит определенную сумму, остается на свободе до суда, а затем получает свои деньги назад. Другое дело, если он без уважительной причины не приходит в суд – тогда залог не возвращают, обвиняемый объявляется в розыск, а после поимки к прежнему обвинению добавляют новое.
Роберт Кочарян на дневном стационаре – глава офиса рассказал о его самочувствии>>
Но это в тех случаях, когда деньги на залог есть. Но как быть, если их нет, а сидеть под стражей не хочется? Многие борцы за гражданские права жалуются, что бедные люди в такой ситуации могут признаться в преступлениях, которых они не совершали, чтобы поскорее отсидеть и выйти на свободу.
Американец Кристофер Уильямс особо не бедствовал, был обвинен в убийстве и других тяжких преступлениях. Его арестовали при попытке ограбления с применением огнестрельного оружия.
Судья назначил залог в размере 35 тысяч долларов, Уильямс деньги внес, вышел на свободу, но на допрос не явился. Судья выписал ордер на арест. Уильямс попытался скрыться, угнал машину, украв заодно у ее хозяина 250 долларов.
Преступника поймали, он выразил готовность оплатить залог, но теперь надо было внести 100 миллионов долларов. У забулдыги, позарившегося на 250 долларов, таких денег, естественно, не было, и он вынужден был ждать правосудия в тюремной камере.
Из пояснений адвокатов: обычно судьи определяют размер залога, исходя из тяжести инкриминируемых преступлений и финансовых возможностей подсудимого. Бывает и так (если обвинения не очень серьезные), что залог не назначают вообще, а отпускают под честное слово. Но лучше всего для общения с судом и адвокатами не давать никакого повода.