Интересоваться размером зарплаты бестактно уже и у нас, тем не менее, у руководителя "Газпром Армения" Гранта Тадевосяна поинтересовались, сколько же он получает. Оказалось, что зарабатывает немногим больше 2 миллионов драмов (свыше 4 тысяч долларов) в месяц.
Но гендиректор "Газпром Армения" – не начальник цеха по выпуску шнурков для обуви, а глава одного из крупнейших предприятий страны. Тут, как говорится, по Сеньке шапка. Хотя бывает по-разному.
В начале 90-х прошлого века с зарплатой у меня дела обстояли лучше, чем у первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Не потому, разумеется, что пост собкора был более значимым, дело – в финансовых возможностях газеты "Известия" тех времен, а также в курсе драма по отношению к рублю. Словом, иной раз размер своей зарплаты я называл даже тогда, когда не спрашивали.
А вот Тадевосяна все же спросили, на что он ответил: "Если вы считаете, что у меня огромная зарплата, и если вам непременно хочется о ней знать, то я получаю чуть больше 4 тысяч долларов в месяц".
Много это или мало? Если сравнивать с 14 топ-менеджерами российского "Газпрома" (больше 3 миллионов рублей в месяц на каждого, не считая вознаграждений и др.), то господин Тадевосян получает не так, чтобы очень. Для остальных газпромовцев, работающих под его началом (а таких около 7 тысяч человек), зарплата их начальника, быть может, кажется заоблачной, но…
Власти Армении сократили долг бизнесу в 4 раза – замглавы налоговой>>
Но, хватит считать деньги в чужом кармане, попытаемся понять, откуда раздражение? Коронавирус, аукнувшийся угрозой экономического кризиса, только усугубил положение и требует создать в Армении "солидарную социальную обстановку". Тут возможны два пути: повышать денежное довольствие "простым трудящимся" или срезать высокие зарплаты руководящему составу государственных или полугосударственных корпораций. С первым не получается, второе – легче, но решает проблему лишь отчасти.
Станет ли в таком случае лучше малоимущим – вопрос, конечно, интересный... Хотя, если по уму, а не на эмоциях, то становиться лучше не должно. Дышать свободнее граждане смогут тогда, когда всем платить будут по труду.
В государственном секторе все проще – есть фиксированная зарплата, хочешь – соглашайся, не хочешь – ищи себя в другой сфере. Хотя закон сообщающихся сосудов никто не отменял: если в частном секторе "топам" будут платить меньше, то это понизит уровень выплат и в государственных компаниях.
Но так страной процветания и богатства мы, все равно, не станем. Не швейцарцы, небось, которые отказались получать доплату в 2600 долларов ежемесячно за "просто так". И не те нынче времена, чтобы зажиточных крестьян раскулачивали, а незажиточные – потирали руки (в которые, в конечном счете, ничего не перепало).
В этом смысле разговоры о том, что вот посадим еще пару-тройку нехороших богатеев, отнимем оглушающую размерами и блеском недвижимость, а то и вовсе выдавим буржуев из страны подальше, тогда и заживем, не только пусты, но и вредны. Идти, к примеру, лучше по пути, которым прошли все благополучные страны – совершенствовать и строго блюсти систему налогообложения.
Налоги на зарплаты и прибыль бизнеса - к чему приведут новые реформы в Армении>>
Вот и президент России Владимир Путин объявил о новой реформе в этом деле. С 1 января 2021 года в России вводится так называемый "налог для богатых", после чего подоходный налог для людей с доходами более 5 миллионов рублей в год вырастет с 13% до 15%. Полученные деньги будут отправлять в помощь детям с тяжелыми и редкими заболеваниями. Не разовые благотворительные взносы, которые тоже хороши, а постоянное и соразмерное доходам "акул капитализма" пополнение бюджета, вот что нужно всем.
С государством, как отмечают экономисты, всегда так: сначала платите вы, и только потом – вам.
Директора Института нового общества России Александра Сергеева во время интервью изданию "Аргументы и факты" спросили, может ли правительство приказать частникам, сколько и кому нужно платить.
"Приказывать и не нужно. Нужно ввести прогрессивный налог на сверхдоходы",- считает профессор.
Если менеджеру придется отдавать в бюджет до 80%, то акционеры сто раз подумают, оставлять ли эти деньги компании или выплатить в виде бонуса. При этом крупные бонусы предлагается начислять только после завершения долгосрочных проектов, а в частных компаниях менеджеров лучше поощрять не деньгами, а акциями.
Замечено, что сегодня мировой бизнес все чаще переходит к таким формам работы, когда денежное вознаграждение зависит не от должности, а от результатов проекта, который ведет менеджер.
Известно и другое: чем коррумпированнее страна, тем больше в ней законов, противодействующих коррупции. Элементарно, Ватсон!