ЕРЕВАН, 30 июн – Sputnik. Благодаря самой богатой армянке на планете, телезвезде и всеобщей любимице Ким Кардашьян словосочетание "чернокожий армянин" перестало быть в диковинку: светская львица замужем за рэпером Канье Уэстом, и их четверо детей - своеобразный и великолепный "микс" разной генетики и культуры. Норт, Сейнт, Чикаго и Псалм крещены в армянской церкви в Эчмиадзине и, не достигнув даже школьного возраста, побывали в Армении (а старшая дочка Ким - Норт - аж дважды!).
Сегодня речь пойдет еще об одном чернокожем армянине, который намного старше детей Ким и, конечно, не столь популярен, однако успел завоевать и вдохновить весьма солидную аудиторию.
Этот чернокожий красавчик - армянин, его имя Левон, фамилия - Брансон. Парень родился в США, сейчас учится в Бостоне. Его мама родом из Армении, а папа - чернокожий американец из Колорадо.
Впервые армянская общественность имела возможность познакомиться с Левоном благодаря документальному фильму популярной армянской певицы Сирушо "Армат". Поп-звезда в этом году представила общественности несколько докфильмов, рассказывающих о бэкстейджах своих концертов. 8 марта 2020 года вышел 9-й фильм Сирушо, в котором она рассказала о своем концерте в 2018 году в американском Бостоне.
Певица выступила перед армянской диаспорой Бостона не одна, а с местным коллективом армянского национального танца "Саят-Нова". В коллективе особо отличался темнокожий Левон. Сирушо лично провела интервью с парнем, который на чистом армянском, без акцента, рассказал ей о своей семье.
"Наша семья, ну, очень армянская. Мы так часто говорим на армянском в семье, что я иногда говорю на армянском даже с моими зарубежными друзьями и даже удивляюсь, что они меня не понимают", - смеясь говорит Левон в интервью.
Он также рассказал Сирушо, что побывал в Армении и на этот раз поразил не американцев, а армян.
"Когда я начинал разговаривать с ними на армянском, они все удивлялись и переглядывались, это было очень смешно", - сказал Левон, на что Сирушо смеясь призналась, что с удовольствием посмотрела бы на его беседу с жителем Армении.
На фоне масштабных протестов "Black lives matter", начавшихся в США после гибели при задержании полицией афроамериканца Джорджа Флойда, Левон Брансон написал несколько статей про движение черных в своем блоге. А потом решил заняться изучением вопроса черных через особую, свою "призму" - судьбу чернокожего армянина. Его статью под красноречивым заголовком "Черный кочари" опубликовало престижное армянское издание в США The Armenian Weekly.
"Знаю, что очень много статей написал за последнее время, но эта для меня - самая личная. Я впервые рассказал, каково быть потомком бежавших от Геноцида армян и переживших рабство чернокожих. Неинформированность приводит к ненависти, и этой статьей хотелось бы привнести толику надежды, что наш мир станет лучше", - написал Левон, выложив материал также на своей странице в соцсети Facebook.
Статья Брансона начинается с его ранних воспоминаний о детсаде в Колорадо. Одно из них посвящено эпизоду о том, как, представившись в детсаду, сказал, что он армянин. Ни воспитательница, ни дети в группе не поняли, о чем речь. Левон признается, что сам вряд ли понимал, о чем говорил, так как только через два года побывал на исторической родине, в Армении.
Левон рассказывает, что в Бостоне очень консолидированная армянская община. Местные армяне проводят много времени вместе, часто организуют пышные застолья с кебабами ("кеф").
"Однако сильнее всего почувствовал свои армянские корни, когда начал танцевать в ансамбле "Саят-Нова" в Бостоне. Я очень нервничал, когда пошел на занятие в первый раз. Приготовил для всех печенья, собрался отвечать на очевидные вопросы. Но все обошлось. Меня приняли очень тепло. Начав танцевать армянские танцы, я чувствовал, что отдаю дань уважения моему прадеду Ераносу и моей прабабушке Ягут, которые чудом спаслись от Геноцида (в Османской империи. - ред.). Очень скоро меня в группе стали называть "Черный кочари". Кочари - армянский боевой танец, символ силы и храбрости", - пишет Левон.
По словам Левона, для него прозвище "Черный кочари" значит куда больше, нежели намек на цвет его кожи. Это о двух культурах, которые он несет в себе. По отцовской линии его предки работали в качестве рабов на плантациях белых.
"До 1864 года черные не считались гражданами США, и хоть прошло столько лет, многие факты говорят, что нам еще есть за что бороться", - пишет Левон.
Брансон отвечает на удивление многих белых, которые считают, что права черных не ущемляются. Он проводит параллели с Геноцидом армян, который до сих пор не признан Турцией.
"Конечно, если сравнивать с прошлым, у темнокожих сейчас намного больше прав. Люди могут сказать: ты же сам черный и учишься в колледже Бостона, или Барак Обама стал президентом США. Но только из-за того, что недавно в Турции открылся первый армянский музей или в парламенте есть депутат-армянин Гаро Пайлан, не означает, что армяне могут забыть о Геноциде и перестать требовать признания этого факта", - пишет Брансон в статье.
Как человек, систематически сталкивавшийся с расизмом, Брансон уверен, что армяне должны бороться за права всех ущемленных, поскольку лучше всех знают, что это значит.
"Вы говорите о статуях, которые подверглись вандализму из-за того, что люди, чья память увековечена в этих памятниках, имели черных рабов. Спросите у любого армянина, что бы он сделал со скульптурой Талаата-паши (один из организаторов Геноцида армян в Османской империи 1915г. - ред.) или султана Хамида (Абдул Гамид (Хамид) II - организатор массовых погромов армян в Османской империи в конце XIX века. - ред.), если бы она стояла рядом со статуями Согомона Тейлеряна и Андраника", - говорит Левон.
Ким донатит, бизнес страдает, "ачки улунк" не спасает: армянский след протестов в США
Да, не все белые имели черных рабов, и не все турки убивали армян, пишет Левон. Но пока Турция как государство не признало Геноцид, она подливает масла в огонь армяноненавистничества. И пока хоть одного черного американца зовут "обезьяной", армяне, которых в Османской империи звали "собаками", должны бороться за равноправие всех людей в мире, резюмирует Левон.
Статья Брансона стала одной из популярных за прошедший уикенд в армянской общине США. Люди репостили статью и соглашались с мнением молодого автора, представившего две великие трагедии в истории человечества - Геноцид и рабство.