Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Ежегодно 1 июля отмечается День режиссера. В связи с профессиональным праздником "директора кино" Sputnik Армения представляет пятерых удивительно талантливых армян, подаривших миру гениальные работы.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лилит Арутюнян, Sputnik Армения

Для создания магии кино трудятся люди целого ряда специальностей, начиная от визажистов и светодизайнеров, заканчивая операторами и актерами. Однако "верховные маги" – это все-таки режиссеры. В день режиссера Sputnik Армения представляет свою пятерку гениальных режиссеров-армян.

Анри Вернёй

 

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Знаменитый французский режиссер и сценарист Анри Вернёй (урожденный Ашот Малакян) снимал в основном криминальные и приключенческие фильмы. За свою кинокарьеру создал более 60 фильмов с участием таких звезд как Ален Делон, Клаудия Кардинале, Жан Габен, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Фернандель и т.д.

 

У Малакяна, как и полагается настоящему мастеру своего дела, целый ряд почетных наград. А за картину "Баран с пятью ногами" он был номинирован на премию "Оскар".

Верной – верный самому себе!>>

Однако армянскому зрителю Анри Вернёй известен, прежде всего, по фильму "Майрик" и его сиквелу "Улица Паради, дом 588" (адрес семейства Малакян в Марселе). В этих историко-биографических работах он на примере своей семьи рассказывает о Геноциде армян в Турции в 1915 году и о судьбе тех, кому удалось спастись. Напомним, что сам режиссер родился в 1920 году в Турции, а спустя четыре года его семья бежала в Марсель.

Эти картины стали его последними работами в кинематографе. Кстати, Вернёй снял их по предложению своего друга – знаменитого писателя Анри Труайя (Левон Торосян). Как потом признавалась Клаудия Кардинале, исполнившая одну из главных ролей в обеих лентах, "Майрик" был самым любимым фильмом ее матери из всех, где играла дочь.

Сергей Параджанов

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Всемирно известный советский кинорежиссер, сценарист и художник Саркис Параджанян родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) в 1924 году. Он является лауреатом множества кинопремий, а также народным артистом Армянской и Украинской ССР.

Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съемки культовых фильмов "Тени забытых предков" (1964) и "Цвет граната" (1968), благодаря которым режиссер считается одним из основателей "новой советской волны" и "поэтического кинематографа".

В первой работе поднимаются такие философские вопросы, которые волновали Параджанова на протяжении всей его жизни: рок, жизнь и смерть, любовь, телесное и душевное. К этим темам он не раз обращался в своем творчестве.

Найденные сокровища Параджанова: как режиссер создавал мифы и связал судьбы людей>>

Что же касается ленты "Цвет граната", то это поэтическая кинопритча об армянском поэте и ашуге XVIII века Саят-Нова, снятая в 1968 году на киностудии "Арменфильм", в которой единой сюжетной линией показан духовный мир поэта, его отношение к религии, светской власти и народу, а также история его любви.

За критику советской власти Параджанов был осужден и отсидел четыре года (де-юре его осудили по обвинению в однополых отношениях). Режиссера освободили благодаря усилиям советской творческой интеллигенции и международной кампании в этом направлении. После тюрьмы он продолжал снимать. Самые известные работы этого периода – "Легенда о Сурамской крепости" и "Ашик-Кериб".

Сергею Параджанову стоят памятники в Тбилиси и Киеве, а в Ереване действует его дом-музей – один из самых известных и необычных в городе.

Генрих Малян

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Как и Параджанов, народный артист СССР Генрих Малян родился в Тбилиси, но годом позже.

Снятые им картины на киностудии "Арменфильм" в 60-80-х годах прошлого столетия жители Армении практически наизусть помнят до сих пор. Среди самых известных его работ – "Парни музкоманды", "Треугольник", "Мы и наши горы", "Айрик", "Наапет" и т.д.

В то же время, по-настоящему оглушительный успех имела картина "Пощечина" (оригинальное название – "Кусочек неба"), главные роли в которой исполнили Софико Чиаурели, Фрунзик Мкртчян, Ашот Адамян и Галина Беляева.

Сюжет мелодрамы и по сегодняшним "меркам" считается скандальным, а уж в 80-х он и вовсе наделал шума. Да, ровно за десять лет до выхода знаменитой "Красотки", армянский режиссер рассказал историю молодого человека, который не только влюбился в женщину легкого поведения, но и взял ее в жены.

Фильм был отмечен на кинофестивале в Сан-Ремо, а сам Малян в 1981-м получил приз за лучшую режиссуру на Всероссийском кинофестивале. Фильм "Пощечина" до сих пор очень часто показывают по армянскому телевидению.

Альберт Мкртчян

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Наряду с работами Генриха Маляна, картины Альберта Мкртчяна – брата легендарного актера Мгера (Фрунзика) Мкртчяна, можно считать золотым фондом армянского кинематографа. Многие цитаты из его работ давно стали крылатыми, а сами фильмы и сегодня весьма популярны не только среди людей преклонного возраста, но и среди молодежи.

Народный артист Армении Альберт Мкртчян родился в 1937 году в Ленинакане (ныне Гюмри). В 1971 году окончил режиссерский факультет ВГИК и с того же года начал работать в качестве режиссера-постановщика на киностудии "Арменфильм".

Известность ему принесли лирическая комедия "Крупный выигрыш", военная драма "Песнь прошедших лет", а также фильмы "Веселый автобус", "Рассвет на грустной улице", "Твердая порода".

Забытая частичка истории Гюмри: что станет с "домом любви" Фрунзика Мкртчяна и Гали Новенц>>

Но особую популярность в народе снискала мелодрама 1985 года "Танго нашего детства" с Фрунзиком Мкртчяном и Галей Новенц в главных ролях. В том же году на Всесоюзном кинофестивале лента взяла главный приз в программе художественных фильмов. А Галя Новенц получила награду за лучшую женскую роль. Она также удостоилась особого упоминания на международном Венецианском фестивале в 1985 году.

Сама актриса уже много позже признавалась, что хотя ко всем своим образам относится как к родным детям, героиня картины "Танго нашего детства" – Сирануш – ей все-таки ближе всех.

Атом Эгоян

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Канадский кинорежиссер, сценарист и продюсер Атом Эгоян родился в 1960 году в Каире. Семья переехала в Канаду, когда ему было два года.

Настоящая популярность пришла к Эгояну после выхода фильма "Экзотика" (1994). Среди самых известных его работ – "Пленница", "Путешествие Фелиции", "Хлоя", "Помнить", а также картина "Славное будущее", которая была удостоена гран-при на Каннском кинофестивале 1997 года и номинирована на "Оскар" за лучшую режиссуру и адаптированный сценарий.

В 2002 году он снял фильм "Арарат" о Геноциде армян в Турции и вопросах межэтнических проблем. Главные роли в картине исполнили Шарль Азнавур, Кристофер Пламмер, Дэвид Алпей, Эрик Богосян и супруга самого режиссера – Арсине Ханджян.

На премии Джини (высшая национальная кинопремия Канады – ред.) "Арарат" был признан "лучшим канадским фильмом" и "лучшим фильмом года". Сам Эгоян был удостоен премии Гильдии писателей Канады за 2003 год. "Арарат" также получил премию Общества политического кино как лучший фильм в области прав человека.

В "копилке" Атома Эгояна и "Золотая пальмовая ветвь", и "Золотой лев", и "Золотой абрикос"… Словом, целый ряд самых престижных премий и наград. А мир киноискусства ценит его, прежде всего, за уникальный и неповторимый стиль.

И хотя наша подборка включила лишь пять имен, однако на этом список талантливых и достойных режиссеров-армян не ограничивается. И все они внесли определенный вклад в развитие кинематографа Армении или любой другой страны.