Арман Ванескегян, политический обозреватель
Турецкий лидер посчитал, что пандемия создает удобный повод, которым грех не воспользоваться. Список военных операций, в которых оказалась завязшей Турция в "пост-пандемийный" период, донельзя обширен. Тут вам и Сирия с Идлибом, и Северный Ирак с курдскими боевыми формированиями, и Ливия с вооруженным противостоянием Сараджа с Хафтаром. Следует упомянуть и греческую границу, и Кипр, и Ливан с Палестиной. Ну и, конечно, противостояние Анкары с Евросоюзом.
И последнее заявление турецкого МИД о ситуации на армяно – азербайджанской границе, которое никак не вяжется со статусом члена Минской группы ОБСЕ.
Сверхдержавы, способные оказать на Анкару давление и приструнить, сейчас заняты более крупными разборками. После пандемии в мировой политике действительно все смешалось, словно в доме Облонских. Крупные страны пытаются закрепить за собой максимально выгодные позиции (насколько это возможно в условиях спада мировой экономики) для нового старта.
Сталкиваются друг с другом в попытке заработать глобальные преференции, максимально расширить зоны влияния. И именно сейчас активна Турция. Надеется, что оставшиеся бесхозными и доступные политические пространства хотя бы частично перейдут под ее контроль.
Причем действует достаточно изобретательно. В некоторых местах – в открытую, рассчитывая сыграть на разногласиях тех самых сверхдержав. Пример тому – Ливия, в которой схлестнулись интересы России, Соединенных Штатов и Евросоюза. Пользуясь этим, турецкая дипломатия там даже не прикрывается какими-то юридическими нормами и международным законодательством.
Продолжает наращивать военное присутствие. Не дает международному сообществу контролировать эмбарго на поставки оружия и тяжелой техники в Триполи. Недавний случай с французским эсминцем, который взяли на прицел сразу три турецких корабля, говорит сам за себя.
Как выкручивается Турция, чтобы не попасть под "ответку"
Кстати, о случае с французским кораблем. Руководство НАТО, которое, по идее, должно было достаточно жестко отреагировать на это ЧП с участием двух своих полноценных членов – Франции и Турции – как то замяло ситуацию, видимо, отложив факты в долгий ящик. Оно и понятно – Турция является южным барьером для так называемой "российской угрозы", о которой сейчас натовские руководители активно трезвонят.
Она, эта "российская угроза", Североатлантическому блоку сейчас необходима как воздух, поскольку без нее резко уменьшатся финансовые потоки, так и не достигнув общего двухпроцентного минимума от ВВП всех стран – членов НАТО. Ведь финансирование военного блока в любом случае из-за пандемии резко сократится.
Точно так же в открытую действует Турция в Сирии, филигранно жонглируя между глобальными интересами Соединенных Штатов и Евросоюза, с одной стороны, и интересами России и Ирана – с противоположной. Правда, на сирийском плацдарме турки, кажется, заигрались, поскольку попытки лавировать, скажем, между участниками астанинского формата (Россия, Иран) и застрявшими в Идлибе боевиками в последнее время все чаще дают сбой.
Получается так, что те же террористические формирования, засевшие в идлибской провинции, интересы которых защищает Анкара, все чаще подкладывают свинью своим благодетелям. То сорвут совместное патрулирование, то фугас под турецким бронетранспортером взорвут (есть раненые солдаты).
Однако чаще Анкара старается действовать исподтишка. На том же ливанском треке, например, или же в Палестине, где сплелись интересы многих региональных государств и мировых сверхдержав. В открытую с Израилем, например, Турция сталкиваться лбами ни в коем случае не будет. В Анкаре отлично соображают, что "ответка" прилетит из-за океана, да причем такая, что мало не покажется. А вот по мелочи можно, даже в ущерб интересам своих европейских партнеров. И в первую очередь Греции (Кипр, беженцы и так далее).
Не дать Анкаре втиснуться с "суконным рылом да в калашный ряд"
В любом случае политика, которой придерживается Эрдоган, прозрачна и вполне понимаема. Он считает, что сумеет воспользоваться хаосом, который царит в глобальной международной геополитике. Из-за пандемии, жесткого противостояния между Китаем и США, предстоящих президентских выборов на американском континенте и серьезных разногласий на континенте евразийском (между Россией и Евросоюзом) в мире действительно царит хаос.
И эта неразбериха очень даже на руку тому, кто уже и не скрывает, что пытается возродить Османскую Империю во всем ее величии. Просто действовать Эрдогану надо быстро, решительно, и сразу по всем фронтам. Иначе те же сверхдержавы оклемаются и наконец-то поймут, какая же реальная угроза скрывается за агрессивными действиями современной турецкой дипломатии.
Из той же серии, кстати, недавнее заявление внешнеполитического ведомства Турции касательно приграничного конфликта на северо-востоке Армении.
Эрдоган настолько осмелел, что уже открыто заявляет, что Армения спровоцировала конфликт "для создания нового очага напряженности в регионе". Он выразил крайнюю обеспокоенность в связи с "систематическими атаками Армении", зайдя в свое цинизме еще дальше и заявив, что Ереван нагнетает обстановку сознательно.
О том, что Анкара в открытую, не таясь защищает одну из сторон карабахского конфликта – Баку – никогда ни для кого не было секретом. Лозунг "одна нация – два государства", реально действующий между Турцией и Азербайджаном, никто не отменял.
Для Анкары дело за малым – эти два государства слить, как говорится, в общем экстазе. Понимают это все сверхдержавы, имеющие в южно-кавказском регионе свои геополитические интересы. Именно поэтому каждый раз, когда турецкие дипломаты заговаривали о своем участии в карабахском переговорном процессе, звучали резкие оклики либо из Москвы, либо из Вашингтона, либо из европейских столиц.
Логика проста – стране, защищающей интересы лишь одной из сторон конфликта, нет места ни за переговорным столом, ни в самом посредничестве. Так было все прошедшие тридцать лет и хотелось бы надеяться, что и далее также будет. Ведь иначе приграничный конфликт, уже перешедший в горячую фазу, может обернуться глобальной региональной войной. И тогда мало не покажется ни региональным странам (всем без исключения), ни сверхдержавам, имеющим в регионе свои интересы и геополитические соображения.
Лавров приструнил Чавушоглу на фоне обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе>>
Понимать это должны и в Москве с Вашингтоном, и в европейских столицах, и в ОДКБ, и в НАТО. Так уж получилось, что именно вдоль армяно-азербайджанской границы случился "пост-пандемийный" геополитический разлом. И сейчас главное - не дать Анкаре впихнуться "суконным рылом да в калашный ряд".