"Наше село лучшее. Таких людей, жителей, как здесь, нет нигде", - этими словами встречает нас сельский глава Левон Аракелян.
В ходе эскалации село с примерно 800 жителями было обстреляно азербайджанской артиллерией. К счастью, жертв удалось избежать, пострадали 6 домов и инфраструктура (газопровод, электросети). Обстрел для села нельзя считать чем-то неординарным. Это не в первый, и наверное, не в последний раз.
"Опасность для нас существует уже 30 лет. Но люди живут, продолжают жить", - говорит Аракелян.
Фермеры научились жить под свист пуль. Стрельба здесь уже привычна. Особенно, это ощущают сельчане, работающие в поле и выводящие животных на пастбище. Так, несколько лет назад убили комбайнера в собственном дворе.
В ходе последнего обстрела снаряд попал в крышу дома в нескольких десятках метров от администрации. Владельцу, который использовал его как летний домик, повезло - его просто не было в селе. Во дворе груда обломков и разбитые стекла.
Снаряд был не единственным. Другой пробил угол еще одного дома, обвалилась пристройка. Единственная жительница дома Света Арутюнян находилась на улице, когда начался обстрел. Ее дом где-то в 700 метрах от азербайджанских позиций.
"Я побежала домой взять телефон, чтобы хотя бы позвонить брату на случай чего. В этот момент снаряд врезался в дом, выбежать уже не успела. Благо стены крепкие, я укрылась за ними и не пострадала", - рассказала Арутюнян.
У соседей Светы от взрывной волны сорвались люстра и карниз, у других выбило стекла во всех 13 окнах. Чуть выше осколок влетел в окно второго этажа и застрял в оконной раме одной из комнат.
Еще один осколок попал во входную дверь.
Владелец дома Навасард Симонян сокрушается, но восстанавливать дом не спешит. Оно и понятно, стрельба продолжается. Говорит, подождет пару дней, может снова что-то на голову свалится. Это уже его второй дом, первый сгорел в 1994-м.
Больше всего его огорчает, что из-за обострения ситуации он не может видеться с внуком.
"Так нельзя. Если война, то либо дай каждому оружие или как в 1989 году с топором, дубинкой пойдем. Или смерть… или жизнь. Так невозможно, мы устали 30 лет жить со страхом в сердце. Ну сколько можно", - говорит Симонян.
12 лет мужчина служил на границе, его семья жила в небольшом домике, наконец купил дом, и теперь все начинается снова. И дело не в деньгах, просто руки опускаются. Вот младшего сына хотел женить, ему уже 30 лет. Парень же говорит: куда привозить молодую жену - под обстрелы?
"Жить хотим, но не дают", - вторят ему собравшиеся старшие жители села.
Жизнь в селе не сахар. Но сахар здесь в крови многих жителей - с детства они вздрагивают от выстрелов.
И с детства могут определять по свисту оружие, из которого по ним стреляют. Этот звук различают все, в том числе, маленькие девочки.
Ситуация в других приграничных селах
В ходе обстрелов из минометов и пушек в селе Айгепар, которое находится в нескольких сотнях метров от позиций противника, пострадало около 10 домов.
До ударов люди успели укрыться в специальных убежищах. Возвращаться в дома насовсем люди боятся.
"Нужно быть дураком, безумным чтобы не бояться. За детей боимся. Но привыкли, как усиливается обстрел – спускаемся в подвалы. С утра до вечера несколько дней не можем выйти, чтобы поесть хотя бы", - говорит жительница села.
Другой житель села - Самсонян Мхитар чудом спасся после взрыва рядом с его машиной.
На кадрах видно, что машину зацепило неслабо.
Несовершеннолетних детей из другого села – Арцваберда, многие родители отправили к родственникам в города или села подальше от границы.
"Всю ночь звуки над головами, дети боятся, не спят, что делать. Хотя по селу не стреляли, несколько снарядов упали неподалеку", - рассказала жительница села Астхик.
Жители села пока не выходят в поле, чтобы позаботиться о выращиваемом винограде. Смельчаки, выехавшие на УАЗ-е попали под обстрел, но успели вернуться.
Несколько снарядов упало и на окраине города Берд. Жизнь идет своим чередом, хотя часть жителей не покидают дома, а многие магазины закрыты. Однако ситуация в городе намного спокойнее.
Между тем в Берд прибыли представители добровольческого отряда смертников "Арцив-30". Их помощь армии пока не требуется, но они наготове, чтобы поддержать в любую минуту.
Ночью 16 июля азербайджанские ВС после неудачной диверсии возобновили артиллерийский обстрел сел Мовсес и Айгепар.
Какова там сейчас ситуация - мы пока не знаем. Будем и дальше следить за положением в приграничных селах...