"Я так сыграю, ты еще увидишь!": почему Галя Новенц так и не стала армянской Анной Маньяни

Уже восемь лет, как с нами нет любимицы армянской публики – актрисы Гали Новенц. В Sputnik Армения решили вспомнить несколько эпизодов из ее жизни.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Жанна Погосян, Sputnik Армения

Ее называли армянской Анной Маньяни, великолепной "страдалицей", умеющей передать свою боль даже через экран, собирательным образом всех армянок и лучшей актрисой армянской сцены. Галя (Галина) Новенц ушла из жизни 22 июля 2012 года, сыграв свою последнюю роль на сцене Театра музыкальной комедии имени Акопа Пароняна в Ереване лишь за месяц до кончины.

"Я так сыграю, ты еще увидишь!"

Для Гали Новенц главной работой в кино, которая принесла ей признание, и не только в Армении, стала роль Сирануш в фильме режиссера Альберта Мкртчяна "Танго нашего детства" (1985). Новенц создала сильный образ страдающей женщины, которую бросает муж и уходит к другой. Ее фраза в фильме "Наступит ли день, когда я смогу посмотреть на мир с неба и понять, почему он такой нескладный?" давно уже стала крылатой.

Эпоха Довлатяна в армянском кино, или Как двух Фрунзиков крестили>>

Многие считают Новенц уроженкой Гюмри благодаря ее идеальному гюмрийскому акценту в фильме. На самом же деле она родилась в Ереване, а в роль вжилась с той самой минуты, когда узнала, что роль хотят дать… не ей.

Режиссер картины Альберт Мкртчян, которого не стало в 2018 году, в телепередаче "Мы и наши фильмы" рассказывал, что представлял в роли Сирануш другую потрясающую актрису – грузинку Софико Чиаурели.

"Однажды сказал Гале, что решил пригласить на эту роль Чиаурели. Галя, которая до этого спокойно слушала меня, вдруг рассердилась и, вскочив с места, сказала: "То есть я не смогу сыграть эту роль? Я так сыграю, ты еще увидишь!". И я понял, что ищу именно такую энергетику. Роль Сирануш была уже ее", - вспоминал Мкртчян.

Говорят, что после просмотра фильма "Танго нашего детства" сама Чиаурели восхищенно отозвалась об игре Новенц, сказав: "Все, армянское кино больше не нуждается во мне".

"Я так и не сказал ей, что она великолепная актриса…"

Режиссер Ерванд Казанчян – муж Новенц, пережил ее всего на несколько лет, его не стало в 2019 году.

Его сравнивали с Чаплином, но он - другой: почему без Фрунзика невозможна сама Армения>>

Казанчян сильно переживал смерть любимой жены, и после ее кончины лишь раз поговорил с журналистами о Новенц. В 2018 в эфире Общественного телевидения Армении вышла передача о Новенц, в которой Казанчян впервые рассказал об их семейной жизни.

"Она не знала, что такое усталость. После смерти моей матери, на ее попечении было четверо мужчин: я, мой отец и оба наших сына. Она успевала стирать, убирать, готовить для каждого, вдобавок снималась в кино и играла в театре. Все успевала и никогда не жаловалась", - рассказывал Казанчян.

Он с улыбкой заметил, что за 53 года совместной жизни они ни разу не ссорились.

"Как только я чувствовал, что дело идет к ссоре – говорил "прости". А она удивлялась: "Ты все время просишь прощения". Я так и не сказал ей, что поражался тому, какой она была великолепной актрисой на сцене и в кино, но никогда не играла в жизни, была собой…", - признался Казанчян.

Старший сын скончался еще при жизни родителей. А младший – Акоп Казанчян, пошел по стопам отца и работает режиссером театра. 22 июля он опубликовал трогательный снимок с мамой в Facebook, подписав его: "Сегодня день памяти моей неповторимой матери, Гали Новенц".

"Она оставалась собой даже на помпезной церемонии"

Мало кто знает, что мечту стать актрисой Новенц лелеяла с детства, но попасть в театральный вуз ей с первого раза не удалось. Будущая актриса не поступила во ВГИК, вернулась из Москвы в Ереван. А вот на следующий год она поступила, а через несколько лет окончила актерское отделение Ереванского художественно-театрального института.

Пять режиссеров-армян, которые вошли в историю кино

Помимо упорства, Новенц была присуща естественность. Многие вспоминают, что в 1985 году на Всесоюзном кинофестивале в Минске она была буквально потрясена, когда получила приз жюри.

"Во время церемонии Галя отошла в угол, сказала мне, что больше не будет участвовать в подобных мероприятиях. Неожиданно для нее она получила премию за лучшую женскую роль. Все пышно одетые актеры и актрисы поздравляли ее. А она была собой даже на такой помпезной церемонии", - вспоминал сценарист Роберт Матосян в интервью Общественному радио Армении.

В том же году актриса получила специальный приз за роль Сирануш на Международном кинофестивале в Венеции. Итальянская пресса сразу же окрестила ее армянской "Анной Маньяни". Но в армянской прессе и в обществе это сравнение так и не прижилось. Армяне не хотели ни с кем сравнивать свою любимицу, считая ее единственной в своем роде. И это, конечно же, правда.