29 июля исполняется 203 года со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского и 140 лет Феодосийской картинной галерее.
О том, как галерея живет в условиях ограничительных мер, о ее прошлом, настоящем и будущем корреспондент РИА Новости Крым Галина Оленева поговорила с ее директором Татьяной Гайдук.
"Со всеми в ней картинами..."
Строительство дома Айвазовского, ставшего в будущем Феодосийской картинной галереей, завершилось в 1847 году. Спустя 33 года Айвазовский пристраивает к нему большой зал высотой 4 метра, площадью 260 квадратов, и 29 июля 1880 года, в свой 63-й день рождения, открывает первую в России публичную частную галерею".
Айвазовский делал так, что его дом становился центром культуры и просвещения.
"Он очень много работал, был первым русским художником, который стал делать персональные выставки. Картины писал в мастерской, откуда они спускались в галерею, и каждый день экспозиция увеличивалась. До тех пор, пока коллекция не уезжала куда-то на выставку. И снова в зале начинали накапливаться работы. И это было здорово, поскольку публику ожидали совершенно новые впечатления, а возможность общения с художником добавляла галерее дополнительный шарм", - продолжает директор галереи.
Больше всего посетителей было летом и осенью, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Входных билетов и фиксированной платы не существовало. Вместо этого к двери крепилась кружка, куда посетители могли опускать деньги — кто сколько захочет. "По воле художника эти средства поступали в Феодосийское благотворительное общество и распределялись среди бедных горожан", - говорит Татьяна Викторовна.
История одной любви: женитьба Айвазовского и Анны Бурназя>>
Айвазовский скончался в 1900 году. Тогда в галерее находилось несколько скульптур и 49 его работ. Пятидесятую, которая осталась незавершенной, подарила вдова художника. Это то, что маринист завещал городу: "Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу".
Ветер перемен и чудесный путеводитель
Остальное имущество унаследовала Анна Никитична - супруга Ивана Константиновича. До начала Первой мировой войны галерея существовала в таком виде. В октябре 1914 года, когда возможен был обстрел города вражескими кораблями, ненадолго эвакуировалась в Симферополь. В марте 1918-го, с установлением советской власти в Крыму, картины в спецвагоне вернулись в Феодосию.
"У молодого государства тогда появилось много притязаний, и часто их предметом становились культурные и художественные ценности. В это время у Анны Никитичны все было экспроприировано. Она осталась в "квартире" – это несколько помещений в огромном доме Айвазовского.
На остальных площадях устроили так называемую выставку ценностей, где выставляли все экспроприированное. Позже стали продавать", - говорит Гайдук.
В 1922 году была создана сеть государственных музеев страны, в которую вошла и галерея. Ее директором становится Николай Степанович Барсамов. Именно он собрал самую крупную в мире коллекцию работ мариниста.
"Как виделось гражданам страны того времени, картины художника не представляли большой ценности: тяжелый труд моряков и рыбаков не изобразил. Все море да море. Поэтому добыть эти картины из разных накопителей было не так уж сложно", - улыбается собеседница. Площадь галереи все расширялась, коллекция пополнилась.
В 30 годах Николай Степанович открывает здесь художественную студию. А в 41-м молодые студийцы помогут ему эвакуировать коллекцию: теплоходом "Калинин" в последний сентябрьский день картины были вывезены в Новороссийск.
"Город (Новороссийск - ред.) бомбили. Пришлось перебираться дальше. Барсамов в поисках подходящего транспорта дни проводил в коридорах власти, но понимания не нашел. Эвакуация идет полным ходом, до картин никому нет дела. Вечером, полностью поникший, он вернулся туда, где квартировался. Тогда его супруга Софья Александровна вышла из дома и пошла на железнодорожную станцию. Прямо вдоль рельс пошла, и, случайно встретив какого-то человека, стала уговаривать помочь вывезти картины. Не находя понимания, она достала из ридикюля путеводитель по галерее, протянула его железнодорожнику и договорилась о новой встрече. Уже потом выяснилось, что случайный встречный – начальник станции, а его прикованная к постели дочь - большая поклонница творчества Айвазовского. Увидев дома книжку, она просила оставить ее себе и умоляла отца спасти коллекцию. Барсамовы получили вагон и отправились в Краснодар", - рассказывает Татьяна Викторовна и называет это настоящим чудом.
Исследователи обнаружили картины Айвазовского на затонувшем корабле в Крыму - видео>>
Потом был Ереван, где коллекция находилась весь период оккупации Феодосии. А когда город освободили, Николай Степанович начал переписку с Москвой, чтоб вернуть картины обратно.
"Ну и ереванский музей тоже начал переписку. Это сложный момент. Конечно, мы безмерно благодарны музею за помощь, но, чтобы достать коллекцию из тесных объятий ереванских музейщиков, потребовались некоторые усилия. Специальным постановлением Совета министров галерея все же была возвращена", - заключает Татьяна Викторовна.
Большие игры и мелкие пакости
В Феодосийской картинной галерее сейчас хранится 416 произведений Айвазовского. Вся же коллекция музейного учреждения насчитывает около 10 тысяч единиц хранения.
Оценить собрание в денежном эквиваленте невозможно. Однако приблизительное представление можно составить, обратившись к сообщениям ряда СМИ от 3 июня, когда работа Ивана Айвазовского "Неаполитанский залив" была продана на аукционе Sotheby's за 2,295 миллиона фунтов стерлингов (2,89 миллиона долларов). Там, где речь идет о цифрах такого порядка, чаще всего не обходится без грязных игр.
"Айвазовский написал 6 тысяч картин. А на аукционах продано в несколько раз больше. (Бывает), недобросовестные специалисты пытаются выдать копии за оригинал, понимая, что все, кроме музейных предметов, уже продано. И вот пытались создать у публики представление о том, что распродаются российские музейные коллекции. На самом деле этого не было. Мощная тенденция на понижение имиджа российских музеев была в 90-е - начале 2000 годов. Шла большая игра в международном масштабе", - поясняет директор галереи.
Сегодня, по ее словам, ситуация изменилась. Буквально несколько лет назад возник спорный вопрос, и галерея готовила совместное коммюнике с аукционным домом Christie’s: "Для меня это был знак, что аукционные дома становятся разборчивыми". Однако полностью прекратить слухи вокруг коллекции не удалось до сих пор - например, о том, что коллекция галереи якобы давно не оригинальна.
Сегодня галерея Айвазовского - третий по посещаемости региональный художественный музей России (два первых места у истринского и новосибирского музейных комплексов).