ЕРЕВАН, 31 июл — Sputnik. Усиливающееся противостояние между США и Китаем заставляет экспертное сообщество Армении (официальные лица по крайней мере откровенно обходят эту тему стороной) задуматься над тем, как должен позиционировать себя Ереван, и что в целом сулит Южному Кавказу новая холодная война двух держав.
США в последние годы, особенно при Трампе заметно ослабили свое внимание к региону. Китай же, наоборот, все активнее дает о себе знать. Правда, пандемия коронавируса эту активность несколько поубавила, но как говорил по одному поводу вице-премьер Армении Тигран Авинян, "после коронавируса есть жизнь", и соответственно, вынашиваемые в Пекине планы обретут второе дыхание после пандемии. Здесь однако на первый план выходит вопрос, как Армения может извлечь выгоду из политических и экономических амбиций Поднебесной.
Точка невозврата: отношения Китая с США сгорели в горниле предвыборных страстей>>
По мнению политолога, заведующего кафедрой Мировой политики и международных отношений Российско-Армянского (Славянского) университета Рубена Эламиряна, нужно понимать стратегию Китая на Южном Кавказе, связанную отнюдь не только с Арменией.
В интервью Sputnik Армения Эламирян отметил, что армянская экономическая дипломатия должна быть проактивной, необходимо генерировать какие-то идеи и задумки и тем самым заинтересовать Пекин.
"Недавно я проводил исследование о политике Китая на Южном Кавказе. Даже если посмотреть на официальные карты проекта "Один пояс – один путь", опубликованные в Китае, то можно увидеть, что этот масштабный проект почти обходит Кавказ стороной", - говорит политолог.
Эламирян напомнил, что в свое время власти Армении всерьез рассматривали Китай как основной источник инвестиций для строительства железной дороги Иран-Армения. Кабмин Армении еще в августе 2014 года одобрил предварительную программу строительства дороги стоимостью 3 миллиарда долларов. Протяженность дороги, согласно проекту, составит 300 километров, в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей протяженностью в 19,4 километра, 60 тоннелей в 102,3 километра и 27 станций. Однако проект до сих пор под вопросом из-за отсутствия реальных инвесторов.
"Посол Китая еще в 2015 говорил, что китайский бизнес ведет подсчеты, насколько проект может быть выгодным. Думаю, если до сих пор практических шагов мы не видим, то они посчитали идею бесперспективной. Но мне кажется, проблема кроется в локальности этого проекта. Если бы нам удалось добиться открытия Абхазского участка железной дороги, то для строительства полотна из Армении в Иран открылись бы реальные перспективы", - добавил он.
В ЕАЭС смогут работать по проектам "Один пояс, один путь": Саркисян о сотрудничестве с КНР>>
В нынешней ситуации, по мнению Эламиряна, Армения и ее власти сами должны заинтересовать китайцев. Нельзя сидеть сложа руки и ждать, что люди из Пекина сами приедут и что-то здесь построят.