Олимпийская эпопея Оганесяна: сотрясение, потрясение и пропавшая медаль

К лету 1980 года Хорен Оганесян уже был известным и титулованным футболистом. Он побеждал на европейском молодёжном первенстве (1976), был серебряным призёром советского чемпионата (1976), обладателем Кубка СССР (1975), имел звание мастера спорта международного класса.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Но, несмотря на завоеванные медали и призы, московская Олимпида-80 стала в его жизни первым международным турниром самого высокого уровня.

Олимпийская эпопея Оганесяна: сотрясение, потрясение и пропавшая медаль

Окна ереванской квартиры Хорена Оганесяна, или как его до сих пор зовут болельщики и друзья – Хорика, выходят на нынешнюю главную футбольную арену страны - Республиканский стадион. До появления в столице Армении семидесятипятитысячного стадиона "Раздан" (1971), где раскрылся талант Оганесяна, он оттачивал своё мастерство на поле небольшого Республиканского, где проводил матчи дублирующий состав ереванского "Арарата". Сейчас легендарный "Раздан" пребывает в глубокой аварийной депрессии, поэтому Республиканский переживает очередную спортивную молодость. Точно также и Хорен Оганесян, вынужденно отлучённый при прежнем руководстве ФФА от серьёзных проектов, возвратился в большой футбол и создал клуб "Ани". Так называлась команда его детства, с которой он достиг первого успеха - стал чемпионом всесоюзного турнира для дворовых команд "Кожаный мяч" (1969).

Олимпийская эпопея Оганесяна: сотрясение, потрясение и пропавшая медаль

Он сам нередко выходит на поле и показывает молодым футболистам онлайн то, что сохранилось на кадрах видеохроники в интернете – свой коронный удар левой.

Москва, сборная, Бесков

Об Олимпиаде Хорен Оганесян вспоминает с теплотой. Говорит, что эти соревнования уважает весь мир, и для него было большой честью принять участие в Играх. Именно в Москве, во время общения с другими советскими спортсменами, у него завязалась крепкая дружба с прославленным армянским тяжелоатлетом Юриком Варданяном, продолжавшаяся до последних дней безвременно ушедшего штангиста.

Сборная готовилась к матчам на своей базе в Новогорске. Советских футболистов на Олимпиаде-80 возглавлял легендарный Константин Бесков, тренировавший одновременно московский "Спартак" и выигравший годом ранее первенство страны. Оганесян со словами благодарности в адрес Бескова рассказывает, как перед турниром команда громила всех подряд в товарищеских и официальных матчах. Залогом успеха было умение наставника сплачивать коллектив.

Команда была нацелена на золотые медали. Групповой турнир был пройден гладко. Оганесян отличился в стартовой игре с Венесуэлой (4:0), выйдя на замену ещё в первом тайме вместо травмированного Юрия Гаврилова.

Сначала сотрясение, потом потрясение

Оганесян честно признаётся, что не помнит, как забил гол в ворота венесуэльцев, но запомнил яркие эпизоды того матча. После игры выяснилось, что появившиеся у него головные боли – результат сотрясения мозга. Врачи рекомендовали Бескову "поберечь Хорика". В двух последующих матчах группового этапа с Замбией и Кубой он участия не принимал. Вышел на замену после перерыва в победном четвертьфинале, против Кувейта (2:1) и отыграл весь второй тайм. Но после этой игры травма снова дала о себе знать. Бесков вынужденно оставил Оганесяна вне стартового состава в проигранном полуфинале с ГДР (0:1).

Хорен говорит, что весь матч советская сборная атаковала, имела моменты, а немцы воспользовались одним полумоментом и забили гол. В раздевалке все молчали – были потрясены и подавлены досадным поражением. Бесков не проронил ни слова. Тихо сели в автобус и поехали в Новогорск. Предстоял утешительный "финал" Олимпиады – матч за почётное третье место со сборной Югославии, которая в полуфинале уступила Чехословакии.

Интересно, что гол югославам Оганесян забил травмированной головой, после подачи углового. Вспоминая этот эпизод, говорит, что в тот миг всё произошло инстинктивно – даже не успел сообразить, чем удобней пробивать ногой или головой. А ведь он уже тогда был блистательным мастером ударов через себя и "ножницами".

Бронзу Олимпиады-80 Оганесян тоже считает достижением своей жизни, хотя, как и все футболисты той сборной, одновременно сожалеет – могло быть золото…

Судьба медали

Самым трогательным и очень личным эпизодом олимпийской эпопеи Хорена Оганесяна стала церемония награждения команды на переполненном зрителями Центральном стадионе имени Ленина в Лужниках. Из скромности он рассказывает об этом неохотно и заметно, как на его глаза наворачиваются слезы. От футбольных олимпийцев советские болельщики ждали большего.

Награду постигла печальная участь. Её давно уже нет у владельца. Медаль таинственно исчезла из уголка славы детско-юношеской футбольной школы ереванского футбольного клуба "Пюник", которую в своё время возглавлял Хорен Оганесян. После его ухода с должности директора, пропала и его олимпийская медаль. Но он не держит зла и не таит обиду. Допускает, что произошло недоразумение.

Хорен говорит, что если медаль ему вернут, то он может её подарить нашедшему любителю футбола уже навсегда – на память. Ведь, он играл не за медали, а для болельщиков.

P.S.

О Бескове и его дружине Хорен вспоминает, как о "команде молодости нашей". Костяк той сборной сохраняет крепкие, дружеские отношения по сей день. Разоткровенничавшись, бронзовый призёр Олипиады-80 рассказал историю, которая произошла спустя год после Игр в Москве. По окончании последнего матча отборочной стадии ЧМ-82 в Испании со сборной Чехословакии на её поле (1:1) и после попадания в финальную часть турнира команда получила долгожданный отдых. Футбольный сезон как в СССР, так и в Европе был завершён. Футболисты решили отметить это событие всей командой.

По нему и не скажешь, что достиг "пенсионного" возраста и воспитывает внуков. В этом году Хорену Оганесяну исполнилось 65 лет, но выглядит он свежо и стильно. А осенью в Анталии, если позволит ситуация с пандемией, он планирует отметить свой юбилей со старыми друзьями по сборной и ереванскому "Арарату", как и положено, не только за столом, но и на футбольном поле.