Я долго приглядывалась к этому дому. Обошла его кругом, направила с противоположной стороны на вход объектив камеры. Выхватила мифические женские головы у входной двери дома. И тут в голове неожиданно возникло образное сравнение, будто стоит передо мной не каменное изваяние, а вполне одушевленный человек.
И не просто какой-нибудь прохожий, а дяденька из высшего общества. Стоит скромно и благородно. Но и не теряя достоинства, как и подобает ученому мужу из обедневших дворян.
То, что он из дворян, сомнений быть не может. Иначе не стоял бы он в одном ряду с такими важными персонами, как Дом с башней – один на весь Тифлис – и Дворец принца Ольденбургского. И потом весь его внешний вид об этом рассказывает.
Ну а из обедневших - по той простой причине, что выглядит он не так роскошно, как соседи по улице. Словно при распределении состояния, он в очереди стоял последний. Кстати, на улице Каргаретели он и стоит последним.
Парадная дома, построенного в начале ХХ века, наполнена бирюзовым светом. Нет, дело не в цвете стен, хотя в них, наверное, тоже. Но стены эти отнюдь не бирюзового цвета, а скорее салатового. Бирюзовой парадная кажется от энергии, которой наполнено помещение. Складывается ощущение, что атомы кислорода приживаясь друг к другу и весело заливаются.
Добро - форма существования
В доме всего три этажа. Дом строил для себя некий коммерсант по фамилии Сулханов. Строительство собственного дома он поручил известному и модному архитектору Михаилу Оганджанову. Ну а последний уже постарался на славу. Просто потому, что он по-другому не мог.
У него каждое строение наполнено необъяснимой магией. И самое занятное из подмеченного мною за весь цикл моих прогулок - Оганджанов нигде, в общем-то, особенно не повторялся. Вроде как наделял каждое из своих детищ непохожими чертами характера.
Вдоволь наснимав фотографий, я поднялась до третьего этажа. Стеклянный потолок с витражными стеклами прохудился. Стекла местами отсутствуют, а те, что есть, нуждаются в чистке. В солнечный день парадная смахивает на трубку калейдоскопа. Стоит переместиться из одного угла парадной в другой и рисунок яви, благодаря разноцветным стеклам, сразу же меняется.
Шкатулка с секретом
Нужно изучить еще внутренний двор, говорю я себе, скорее для восстановления душевного равновесия, нежели из любопытства. Ворота оказываются заперты, но просунув руку и совладав с массивной задвижной, я ее отпираю.
Двор маленький, уютный. И с него есть отдельный вход в дом. Он узкий, простенький и без излишеств. Как и положено было строить подъезды для прислуги, которая должна пользоваться отдельным входом. Почему-то вспомнилось о шкатулке с двойным дном. Ну что же, поднимемся, может наткнемся на что-то интересное.
Преодолевая каждый этаж, успеваю подумать, что люди почему-то охотно захламляют пространство, которое находится за пределами их квартир. Будто внутренне ставят какую-то границу. Добравшись до последнего этажа, решаю постучать. За дверью раздается вначале собачий лай, а потом звук, приближающихся шагов.
На меня смотрят в глазок, секунду, две. Я не могу этого сказать наверняка, я просто чувствую и шаги теперь уже удаляются. А пес, в отличие от хозяев, о своем присутствии возвещает громко. Потом он устает разговаривать с непрошенным гостем и замолкает. А я решаю лезть на чердак. С какой стати? А просто так, дверь оказывается открытой. И отделяет меня от чердака, один лестничный пролет.
Чердак представляет собой забитую вещами мансарду. Солнечный свет проникает сюда откуда-то сверху. Делаю еще один шаг, щелкаю затвором фотоаппарата. И тут тишину вдруг разрезает какой-то шорох. Шорох чего-то или кого-то всполошенного моим внезапным появлением. Звук надвигается, и я поспешно ретируюсь, едва успев отвести фотоаппарат.
"Куда я тебе скажу, туда и поедешь!", или Армянские страсти грузинского двора>>
Встречаться с источником звука почему-то не хочется. Преодолев вприпрыжку один пролет, я стараюсь дальше спускаться чинно и с достоинством. Как бы посылая телепатический сигнал, не на ту нарвались.
Уже дома, сортируя фотографии, я добралась до той самой, чердачной и пристально в нее вгляделась. Снимок вышел смазанным, все увиденное мной на чердаке выглядело расплывчато, то ли от того, что от неожиданности у меня дрогнула рука, то ли от чего-то другого, необъяснимого и неизвестного.
Последний из Магикян Тбилиси, или Что скрывается за витражной дверью дома врача-армянина>>