О нем часто пишут так: "Родился в Нахичеванской области между Россией и Ираном в армянской семье". Далее называют фамилию, имя, отчество – Давыдов Яков Христофорович. В скобках уточняют (Давтян), из чего следует, что в армянских семьях чаще всего рождаются армянские дети.
Потом дети растут, становятся взрослыми, ищут свое дело, но в случае с Давтяном оно само нашло его, сделав первым руководителем службы внешней разведки Советской России.
Произошло это задолго до Евгения Примакова, Вячеслава Трубникова, Сергея Лебедева, не говоря уже о нынешнем главе СВР Сергее Нарышкине. Яков Христофорович Давтян стал первой строкой этого списка сто лет (в прямом смысле) тому назад.
Как стал? Понятно, что без активного участия в революционной борьбе обойтись не могло, и вот будущий глава разведки России еще гимназистом становится большевиком, агитирует, зажигает, зовет, ясное дело, оказывается на нарах, а, освободившись под залог, эмигрирует в Бельгию.
В Брюсселе знакомится с Инессой Арманд, названной за близость с Лениным "Любовницей революции". Наступит час и знакомство с пассией вождя мировой революции сделает свое дело: Давтян будет рекомендован главе ВЧК Дзержинскому именно Инессой Арманд "как надежный и преданный Коммунистической партии товарищ, к тому же образованный и владеющий несколькими иностранными языками".
И вот Давтян переходит на работу в ведомство "железного Феликса", но не так, чтобы с улицы взяли, а из Наркомата иностранных дел, где он заведовал отделом Прибалтики и Польши. Наркомат находился в двух шагах от Лубянки, что, собственно, и стало поводом называть ЧК, а потом КГБ "нашими соседями".
В апреле 1920 года внутри особого отдела ЧК создали новый, назвали его "иностранным", после чего решили: в каждом зарубежном посольстве или торговом представительстве России надо иметь своих резидентов. (Давно не секрет, что такие товарищи трудятся сегодня во всех дипломатических представительствах мира). Еще понятней, что ту же работу, но более разностороннее, шире и глубже выполняют "нелегалы" наподобие штандартенфюрера Штирлица из "Семнадцати мгновений весны". Сегодня их трудовая деятельность налажена, отработана до мелочей, а в двадцатом году все начиналось, можно сказать, с нуля.
Начав дело, Давтян вдруг теряет к нему интерес и возвращается во внешнеполитическое ведомство, объяснив, что эта работа ему нравится больше. Оказывается, тогда можно было и так. Но оставить разведывательную службу бесхозной было нельзя, и начальником иностранного отдела ЧК назначают, как вы думаете кого? Опять армянина - Рубена Павловича Катаняна, бывшего замначальника политуправления Красной армии, а затем заведовавшего отделом пропаганды ЦК партии.
Но и Катанян прослужил главным разведчиком недолго, вскоре на ту же должность возвращается Яков Давтян (но по-прежнему остается в штате Наркомата иностранных дел). Вопрос: почему ушел - почему пришел? Вариант ответа: в первый приход был исполняющим обязанности руководителя внешней разведки, теперь назначается на ту же должность без всяких "ВРИО". Возможны и другие причины, но чего не знаем, того не знаем.
"Спираль" Артема Микояна, или Как армянский конструктор придумал "Шаттл"?
У Давтяна был огромный опыт работы за рубежом: Эстония, Литва, Китай, Тува, Франция, Иран, Греция, Польша. Особенно продуктивной оказалась работа Давтяна в Китае, где он был полпредом и одновременно резидентом внешней разведки.
Из его сообщений в Москву: "Несколько слов о нашей специальной работе. Она идет хорошо. Если вы следите за присылаемыми материалами, то, очевидно, видите, что я успел охватить почти весь Китай… Наши связи расширяются. В общем, смело могу сказать, что ни один шаг белых на всем Дальнем Востоке не остается для меня неизвестным. Все узнаю быстро и заблаговременно".
…В 1937 году Давтяна посылают на работу в Польшу, но вскоре отзывают из Варшавы в Москву. Арест, обвинение в работе на польскую разведку, расстрел. Не он первый, не он последний, обычное дело.
Рубен Павлович Катанян. Взяли годом позже. Обвинили в создании "эсеро-меньшевистской террористической группы в органах юстиции и прокуратуры". С 1938 по 1955 год находился в заключении, с 1948 по 1950 год - в ссылке. В 1955 году был реабилитирован, получал персональную пенсию, умер в Москве в 1966 году.
Наши дни. Служба внешней разведки Российской Федерации - одна из наиболее подготовленных и эффективных разведывательных структур в мире, готовая адекватно ответить на все вызовы.