Это вам не Париж: профессор Филатов спас Айдиняну зрение, а он подарил миру "бриллиант"

Первые караваны армян-репатриантов (пятидесятые годы прошлого века) приезжали к нам под гром оркестров, но спустя годы немалая часть вернувшихся потянулась к дверям ОВИР за разрешением уехать.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Заглохшая было тема возвращения на родную землю вновь обозначилась после трагических событий в Сирии. Более того, Армения уже встретила первых беженцев из этой страны. Кто-то останется жить с нами дальше, другие станут искать лучшей жизни в других краях. Артур Айдинян из первой волны репатриантов остался.

В середине пятидесятых ХХ века не знать Артура Айдиняна было все равно, что в наше время не слышать о Льве Лещенко, Николае Баскове или Надежде Бабкиной. Отличие: Айдинян пел не только эстраду, но еще лучше классику – и то, и другое на восьми языках, включая, разумеется, армянский.

С чего началось? Конечно же, со случая. Как-то раз его пение услышал некогда знаменитый в Греции певец и сказал отцу юноши: "У твоего сына бриллиант в горле! Его нужно учить", и будущая знаменитость стала брать уроки у маэстро Доменико Россиа, современника Беньямино Джильи и Тито Скипа, которых мало кто помнит.

Еще меньше знаем о том, что музыкальный момент биографии Артура Айдиняна дополнялся героическим: в годы фашистского нашествия он вступил в ряды Сопротивления, активно боролся с оккупантами, был схвачен гестапо и избит до потери зрения.

Это вам не Париж: профессор Филатов спас Айдиняну зрение, а он подарил миру "бриллиант"

В 1944 году Греция стала свободной, а уже три года спустя Айдиняны сели на пароход и приплыли в Батуми. Дальше поездом в Ереван: съемная квартира в районе Зейтуна, затем дом близ проспекта Барекамутюн (сегодня проспект маршала Баграмяна), а потом, конечно же, снова случай. На этот раз в образе Владимира Филатова, основателя советской офтальмологической службы.

Академик захотел венчаться не где-нибудь, а только в Святом Эчмиадзине, куда вместе со спутницей жизни, Варварой Васильевной Скородинской, прилетел из Одессы.

Понятно, что мировому светиле была показана глазная клиника Еревана, увидев там молодого Айдиняна, Филатов осмотрел его, сказал, что правый глаз нуждается в повторной операции, пригласил к себе в Одессу. Операция прошла успешно.

Так же успешно начинала складываться и певческая карьера Айдиняна. Из письма академика Филатова Артуру Айдиняну после концерта в Одессе.

"За чудеснейшее пенье,

Наше Вам благодаренье,

Дали всем вы нам утеху,

Рады вашему успеху".

…В 1956 году "Арменфильм" выпускает хит сезона, растянувшийся на много лет вперед и обошедший шестьдесят стран мира "Сердце поет". По художественным достоинствам фильм получился так себе, сентиментальная история про любовь (больше к родине, чем к девушке), но цель была достигнута – слезы текли. Тем не менее, это был, пожалуй, первый музыкальный фильм в истории армянского кинематографа. (фильм "Песня первой любви" с Хореном Абрамяном в роли придуманного певца Арсена Варунца вышел на экран в 1958 году и тоже имел оглушительный успех).

На фестивале советских фильмов 1957 года главная роль в "Сердце поет" принесла Айдиняну звание лауреата, но это как бы сбоку, как дань вежливости, главная и справедливая награда того же года - Золотая медаль и диплом первой степени на Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве.

…Получилось так, что в послевоенные годы на Армению обрушился музыкальный звездопад. В 1948-м из Каира в Ереван переехала оперная дива Гоар Гаспарян, годом раньше из тех же греческих Салоников переселяется Жан Татлян, а в 1954-м из Парижа к нам - Жак Дувалян.

Удачнее всего (и это еще мягко сказано) сложилась судьба легендарной Гоар Гаспарян: народная артистка СССР, профессор консерватории, депутат Верховного Совета СССР.

С коллегами по так называемой "легкой музыке" получилось не так гладко: она была на задворках классики, как бы во вторых- в третьих, для развлечения и услаждения. (Айдиняну в этом смысле было легче – с тем же мастерством и успехом он исполнял и классический репертуар). При всем при том, переехавшие из зарубежья в Ереван "эстрадники" собирали полные залы и срывали оглушительные аплодисменты.

Послушать народных любимцев иногда приходило высокое начальство, но лучше бы оно не приходило.

Из воспоминаний далекой молодости. Большой зал Армфилармонии. В правительственной ложе важное партийное лицо – секретарь ЦК по идеологии. На сцене Жак Дувалян исполняет знаменитую песню про Ереван. Но не в стойке "руки по швам", а на манер парижских шансонье, расхаживая по сцене. Вольность, но это еще терпимо, это простить можно. Далее по тексту песни говорится о том, что в Ереване идет дождь, Еревану холодно и тут Дувалян, как бы съежившись от сырости, поднимает воротник пиджака.

- А вот это уже непорядок, -строго выговаривают на следующий день вызванному в отдел культуры ЦК Дуваляну, объясняя, что "Ереван - это вам не Париж".

Не поспоришь: что не Париж, то не Париж… Такая вот музыкальная история.

Артур Айдинян умер второго сентября 1997 в своём доме на Французском бульваре Одессы, панихида по усопшему состоялась в армянский церкви.