Во время каждого своего визита в Западную Армению встречаю армян, которые, рассказывая о своем происхождении, просят найти родственников, предки которых смогли бежать из родных краев во время Геноцида армян в Османской империи. Во время набегов турок в начале прошлого века родители теряли детей, братья – сестер и т.д., искажались судьбы тысяч семей. Те, кому чудом удалось спастись, всю жизнь искали родню и передали надежду на воссоединение семьи своим потомкам.
Весной 2015 года некто по имени Четин Йылмаз захотел встретиться со мной в Ереване. Он приехал из Турции. Признался, что у него армянское происхождения, хотя имя и фамилия курдские. В 1915 году деду Четина было пять лет. Руководитель одной из вооруженных курдских группировок в Сасуне отнял ребенка у родителей, и лишь за это позволил им уйти невредимыми.
Четин знал, что мать и братья пятилетнего ребенка по имени Артин, покинули Сасун, но куда они дошли и какова была их дальнейшая судьба, никто не смог выяснить. Артин вырос, создал семью и попросил детей обязательно найти своих родственников, признавшись, что все детство провел в тоске по матери. В 1980-х Артин умер, недавно скончались и его дети, передав уже внукам завет деда найти родственников.
Полагая, что в Восточной Армении коренные сасунцы в основном обосновались в районе города Талин, мы попытались начать поиски именно оттуда. Эта логика дала результаты. Именно в одном из местных сел обосновалась семья, лишь часть которой дошла до места назначения. Сейчас потомки этих людей уехали в Россию. Нам удалось их найти и устроить встречу двух внуков спустя 100 лет после семейной трагедии.
Татевик Киракосян живет в Москве с начала 1990-х. Она прилетела в Ереван, когда неожиданно узнала весть по телефону. Говорит, что найдя Четина, будто сбросила всю боль и страдание предков.
"Мы знали, что в Западной Армении у нас остались родственники, долгие годы искали их. И, наконец, свершилось. Мой дядя Артин выжил. Он жил как курд, но армянские корни в его потомках настолько крепки, что дали о себе знать", - сказала Татевик.
Мы отправились с Татевик и Четином в Западную Армению, в Сасун. Дом и имущество предков Татевик не просто сохранились, к ним прибавилось созданное семьей Артина в нескольких поколениях.
"Я пережила истории столетней давности, ощутила тоску моих предков, их боль. Пойдем однажды, увидим нашу землю, ах, наша земля. Для меня Сасун стал чем-то неземным. Мне казалось, что никогда не увижу Сасун, но вот я здесь. Предки мои, я вернулась в ваши объятия, более того, к своим потерянным родственникам. Я самый счастливый человек в мире", - со слезами на глазах говорит Татевик.
В сасунском селе Рут (Грут) все еще стоит старый дом. Там живут не армяне, а курды, хотя они прекрасно знают, что в свое время им владели предки Четина Йылмаза.
"Наконец добрались на нашего села Рут. Спустя сто лет мы наконец ступили на землю наших дедов. Будто мои предки здесь, я чувствую их дыхание", - говорит Татевик взволнованно и указывает на дом, в котором век назад жила столь ужасно распавшаяся семья.
Четин Йылмаз продолжает мысль племянницы: "Мы так рады, что после этого можем приезжать друг к другу, видеться, радоваться друг другу. Мы заново нашли нашу историю".
Есть вещи, которые невозможно искоренить...