Село Джрадзор в Армении. Совсем свежие снимки. Но кажется, эти фотографии "предсмертные". Через 8 лет все здесь уйдет под воду. Глубокое ущелье, небольшой лесок, автотрассы и даже целое село будут поглощены скромными потоками рек Илик и Охмаджур. И не будет больше на свете села Джрадзор... Хотелось бы на такой впечатляюще грустной и лиричной ноте заключить едва начатое повествование, однако драмы как в материале, так и в реальности не получается, а история, которую здесь представим, больше походит на сюжет приключенческого фильма.
Совсем недавно правительство Армении решило достроить Капсское водохранилище в Ширакской области, которое советское правительство планировало построить еще в 1975-м. Начальные работы были в разгаре, когда случилось разрушительное Спитакское землетрясение, а вскоре произошел распад СССР. Независимая Армения переживала не лучшие времена, в повестке были война, социально-экономические катаклизмы, и до водохранилища целых 30 лет никому не было дела.
Новое правительство во главе с Николом Пашиняном в августе 2020-го приняло решение достроить водохранилище и, как и было решено еще в 70-е, переселить жителей ближайшего села Джрадзор (название с армянского переводится как "Ущелье воды". - ред.), которое в рамках проекта уйдет под воду. Впервые в истории независимой Армении с нуля будет построено целое село, в которое и переселят джрадзорцев. Им компенсируют все, что они утратят вместе с родным селом, - от домов до яблоневых садов и огородов с огурцами.
Староста села Джрадзор Ширакской области Геворк Овакян уже десять лет, как занимает этот пост. Он всегда точно знал численность населения Джрадзора, но сейчас вдруг засомневался. "То ли 356, 357, то ли 358", - говорит он.
Дело в том, что с недавних пор семейные пары в селе вдруг стали регистрировать браки в ЗАГСе, посему число жителей выросло. Только староста об этом сказал проще и понятнее.
Джрадзорцы сами хотят: зачем власти Армении переселяют целое село на границе с Турцией
"Все начали регистрировать своих невесток. Жили годами без регистрации брака (в армянских селах многие браки заключаются в церкви и не регистрируются через ЗАГС. - авт.), но как узнали про компенсации, занялись документами. Однако компенсировать сбудут не по количеству членов в семье, а по собственности. А то бы стали еще и детишек срочно строгать", - шутит староста.
Аргам и Егине Адамяны в ЗАГС не побежали, но тоже были крайне взволнованы этой новостью, впрочем, как и все в селе. Супруги родились в Джрадзоре в 80-е и всю жизнь слышали про планы на строительство водохранилища и переселение.
"Многие жители из-за этого так и не обустроили до конца свои дома, не построили ванные комнаты, не провели воду в дом. Все ждали водохранилища. Потом случилось землетрясение, и все совсем запуталось. Люди не знали - стоит ли достраивать свои дома или нет, ведь их придется оставить, если водохранилище будет построено. Сейчас мы вздохнули - хотя бы, знаем, что нас ждет", - говорит Егине.
В 2000-х в селе с нуля построили школу. Очевидно, что у тогдашнего правительства не было планов переселить село. Егине работает в сельской школе, преподает в младших классах. В новом селе она продолжит заниматься любимым делом. Однако у ее мужа есть опасения насчет своей работы.
Аргам всю жизнь занимается сельским хозяйством. Правительство планирует запустить версию Джрадзор 2.0, т.е. новое село будет построено в стиле современных европейских сел. Хлевы, скотные дворы будут построены не рядом с домами, как в традиционных армянских селах, а поодаль, на специально отведенной территории. И вообще все село планируется подстроить под центр туризма: дома будут идентичны, вблизи будет водохранилище. Словом, красота. Однако местные жители переживают - одной красотой сыт не будешь.
"Они построят только дома, не хлевы. То есть в новом селе у меня будет готовый дом таких же размеров, как этот, но вместо хлева мне дадут деньги, мол, построй на эти средства сам или потрать, как хочешь. А где мы будем пасти коров? Плюс вопрос двора. Нас шесть братьев в селе, в общем у нас есть 10 тракторов и другая крупная техника. Хватит ли во дворах новых домов места для парковки этой техники?" - говорит Аргам.
Во дворе Аргама и Егине растут красивые крупные желтые цветы. В огороде только-только окрепла яблоня. Егине жалко все это бросать: в новом селе придется ждать несколько лет, пока саженцы окрепнут и расцветут.
Однако в целом настроены сельчане позитивно. Все с нетерпением ждут строительства Капсского водохранилища. Кстати, с названием водохранилища связана забавная история. Капс - село по соседству с Джрадзором, однако расстояние между поселками почти 6 км, и водохранилище до Капса точно не протянется. И тогда неясно, почему его назвали Капсским, а не Джрадзорским, тем более что "Ущелье воды" подходит куда больше. Именно потому джрадзорцы хотели добиться переименования.
"Я даже поднял этот вопрос недавно, но мне сказали, что поскольку в проекте будут использованы советские макеты, и огромное количество документов уже составлено под названием "Капсское водохранилище", то его уже невозможно изменить", - рассказывает староста села Геворк Овакян.
Однако слепо советским макетам следовать не будут: тогда государство было намерено построить водохранилище на 95 млн кубометров. Сейчас же правительство Армении планирует построить водохранилище на 60 млн кубометров, да и то не сразу. Благодаря крупному кредиту от немецкого банка Kreditanstalt für Wiederaufbau - в 50 млн евро - на первом этапе будет построено водохранилище объемом в 25 млн куб. м. И в общей сложности на строительство водохранилища будет потрачено 60 млн евро.
Строительство нового Джрадзора, как и водохранилища начнется весной 2021-го. Село будет построено в течение 3-4 лет, а водохранилище - восьми. В общей сложности в новом селе должно быть построено 78 домов - по количеству семей. У джрадзорцев была возможность попросить компенсации и купить себе дома в другом селе или городе, но они почти единодушно отказались от этого и решили переселяться все вместе.
"Есть три семьи, которые попросили деньги вместо дома, с ними сейчас ведутся переговоры. Ни во время Советского Союза, ни тем более после, никто никаких масштабных ремонтных работ в селе не осуществлял. Так что, по моим расчетам, лучше согласиться на новый дом со всеми удобствами, чем искать что-то за не такую уж и большую сумму компенсации. Да и нет ничего лучше переселения всем селом. Все здесь друг друга знают, уважают. Что мы будем делать в чужом селе?" - говорит староста.
Проблем с переселением хватать будет всем: кто-то будет годами ждать, пока у него зацветут деревья, кому-то придется перемещать домики-вагончики, данные государством после землетрясения, у кого-то целое стадо коров, которых нужно будет пристроить на новом месте... Но, во-первых, правительство обещало предоставить грузовые машины для перевозок и оплатить все расходы, во-вторых, для джрадзорцев важнее то, что будущее обрело конкретику и впервые за 40 лет отчетливость ожидающей их перспективы приоритетнее урожая, которого не будет в ближайшие два-три года.
Тем более что для людей, чьи предки пережили куда более тяжелое и долгое переселение, - в 1825-м несколько семей сбежали из провинции Басен Западной Армении (тогда территория Османской империи. - ред.) в Ширак и построили это село - отправиться всего на несколько километров на запад кажется пустяковым делом.