Нелли Даниелян, Sputnik Армения
Планы мэрии Еревана приобрести 100 автобусов малого класса раскритиковали в экспертных кругах.
Конкурс уже завершен, в ближайшие дни оценочная комиссия даст свое заключение, и новые автобусы будут доставлены в столицу Армении.
В столичной администрации заверили, что автобусы будут современными и комфортабельными, будут оснащены отопительной, вентиляционной, противопожарной системами, а также карточной системой оплаты и системой GPS, электронным табло для информирования пассажиров и кнопками стоп-сигналов для остановок. Помимо этого, новые транспортные средства будут приспособлены для инвалидов. Пассажиры смогут спокойно стоять в автобусах, благодаря оптимальной высоте салона.
Почему же эта новость вызвала у специалистов больше недовольства, чем воодушевления?
Председатель общественной организации "Информированный и защищенный потребитель" Бабкен Пипоян в интервью Sputnik Армения выразил обеспокоенность по поводу планов мэрии, назвав это приобретение "бесцельным и непредвиденным расходованием средств".
Пипоян напоминает, что несколько лет назад мэрия Еревана заплатила британской консалтинговой компании WYG 850 тысяч долларов за составление проекта транспортной сети Еревана, и, по его словам, в этом плане наличие автобусов малого класса не предусмотрено.
"В этой сети в Ереване должны будут функционировать автобусы, перевозящие, как минимум, 35 пассажиров, поэтому приобретать 100 микроавтобусов не планировалось. Если мы начнем самостоятельно переделывать уже составленный проект, тогда непонятно, зачем мы платили, если могли и сами его разработать", – недоумевает Пипоян.
Он убежден, что даже малейшие отклонения от стандартов, предусмотренных консалтинговой компанией, приведут к цепным изменениям, и в конечном итоге Ереван получит транспортную систему, не имеющую ничего общего с первоначальным планом, который обошелся бюджету в 850 тысяч долларов.
"Не исключено, что эта покупка приведет к гораздо более серьезной ошибке. Если мы внедрим 100 автобусов малого класса в транспортную сеть, не предназначенную для этого, потом придется заявлять, что зарубежная консалтинговая компания ошиблась в расчетах. В ответ из-за рубежа нам ответят, что они советовали не это. В итоге нам придется приобретать что-то другое, и получится, что расходы были бессмысленными", – сказал специалист.
По словам Пипояна, изменение класса автобусов, предусмотренных для Еревана, приведет к изменению всей пассажирской сети, в том числе – к перекройке расписания рейсов, поскольку при составлении плана учитывался и фактор времени. Помимо этого, все дополнительные расходы повлияют на стоимость проезда.
Однако в мэрии Еревана корреспондента Sputnik Армения заверили в том, что импорт и эксплуатация автобусов малого класса не приведет к каким-либо изменениям тарифа.
Что касается импортируемых автобусов, то, по словам пресс-секретаря мэра Еревана Акопа Карапетяна, эти транспортные средства будут перевозить до 25-30 человек.
Хотя согласно предложению британской консалтинговой компании WYG в автобусах, включенных в новую транспортную сеть Еревана, должно быть 45-55 мест, пресс-секретарь мэра убежден, что ввоз автобусов, в которых 25-30 мест, не противоречит программе реформ.
"Прежде всего, следует отметить, что британская компания дала городу рекомендацию, на основе которой в столице будет создана новая маршрутная сеть. В зависимости от обстоятельств, проект сети может претерпеть те или иные изменения. В частности, в отличие от 7,5-8,5-метровых автобусов, предлагаемых компанией, 7-метровые автобусы (которые будут в скором времени завезены) станут перевозить меньшее количество людей. Но, с другой стороны, они мобильнее и эффективнее на узких улочках, например, в районе Сари-Таг", – сказал Карапетян.
Он также напомнил, что упомянутые автобусы малого класса – лишь часть будущей транспортной сети. Кроме них, в столице Армении будут функционировать автобусы длиной 12 и 18 метров, а также около 100 троллейбусов. Вопрос приобретения и эксплуатации новых транспортных средств остается в повестке столичных властей.
Карапетян также сообщил, что в ближайшее время мэрия объявит новый тендер на закупку 100 автобусов длиной 12 метров: предыдущий конкурс, объявленный в апреле этого года, не состоялся, поскольку поданные заявки не соответствовали условиям тендера.
Чтобы основательно реформировать транспортную сеть Еревана, избавиться от старых, изношенных микроавтобусов, разгрузить движение в столице, бывшие власти Еревана разработали новый проект, который должны были внедрить в 2018-2019 годах. Однако смена власти в Армении внесла коррективы в планы. Новый мэр Еревана Айк Марутян еще в ходе предвыборной кампании в 2018 году заявил, что новая транспортная сеть будет задействована в столице в течение 2-4 лет.
Следует также отметить, что, согласно предложению британской консалтинговой компании WYG, в Ереване должны быть три класса автобусов, вместимостью 45-55, 90-100 и до 150 пассажиров. В общей сложности в столице должны будут функционировать в общей сложности 850 автобусов.