Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян в воскресенье, сразу после начала азербайджанскими вооруженными силами широкомасштабных военных действий, заявил: "Вот уже длительное время армия Турции фактически находится в Азербайджане под предлогом учений, но мы-то понимаем, какую цель все это преследует".
Феномен "младшего брата" – главный фактор обострения в Карабахе
Изначально было понятно, что напрямую Анкара свой нос в карабахское противостояние не сунет. Ведь тогда объясняться придется не только с Москвой и Тегераном, но и со всем мировым сообществом, которое при любом раскладе хотя бы на словах не будет приветствовать появление новой горячей точки.
Вот и решили в Анкаре решить вопрос "не мытьем, так катаньем". Конкретнее – используя в качестве инструмента усиления влияния в этом регионе своего ближайшего друга и союзника, "младшего брата" в лице Баку, с которым у Турции, как говорится, взаимоотношения на уровне "чашка-ложка". И уж сейчас, когда для самих турок ситуация на международной политической арене складывается достаточно сложная (противостояние и с Россией, и с ЕС, и с США), Анкаре как воздух необходима горячая точка, в которой она сама напрямую не задействована.
И в данном контексте карабахско-азербайджанское противостояние для Турции получается прямо-таки глотком свежего воздуха. Потому и так активны турки на этом плацдарме, откровенно не считаясь с дипломатическими нормативами.
Анкара сейчас даже особо и не скрывает, что является действующей стороной в вооруженном противостоянии в Нагорном Карабахе. Более того, турки не камуфлируют даже то, что изначально совместно со своими союзниками из Апшерона готовили нынешнее провокационное военное обострение по всему периметру линии соприкосновения Карабаха и Азербайджана.
Прямые репортажи "Анадолу" и "ТРТ-1" – это доказательства
Более того, уже в разгар военных действий с резкими заявлениями выступают высокопоставленные турецкие чиновники. Министр обороны Хулуси Акар, например, требует "немедленно прекратить агрессию в отношении Азербайджана". Ну а спикер парламента Мустафа Шентоп в открытую называет Армению "террористическим государством".
Весьма интересно объясняет сложившуюся ситуацию тюрколог, академик Рубен Сафрастян. "Налицо как минимум три фактора, исходя из которых можно смело утверждать одно - Турция не просто была в курсе того, что Азербайджан готовит военную провокацию на границе с Карабахом, но и сама непосредственно участвовала в подготовке данной операции", - отметил академик. Сафрастян, перечисляя эти факторы, идет, как говорится, "от обратного".
Как минимум журналисты агентства "Анадолу" и государственного телеканала "ТРТ-1", подчеркивает тюрколог, вели прямые репортажи и трансляции с поля боя с первых же минут, как начали стрелять по населенным пунктам азербайджанская артиллерия и ракетные комплексы.
Это может означать только одно. Для идеологической атаки турецкое масс-медийное поле готовилось заранее. То есть они были в курсе того, когда, где и как начнутся военные действия. Да и сами дипломатические каналы Турции на подозрение быстро отреагировали на начало военных действий по всему периметру карабахско-азербайджанской линии соприкосновения.
В нынешней "острой фазе" вина Анкары очевидна
Второй фактор, который не менее важен – история с информацией, все последние дни поступающей чуть ли не по открытым дипломатическим каналам и информагентствам. Речь о переброске в Азербайджан группы боевиков из Сирии. Сам академик Сафрастян утверждает, что информация, поступающая из так называемых закрытых каналов, полностью соответствовала действительности.
Более того, даже цифра, которая в последние дни промелькнула в нескольких изданиях – а речь шла о трех сотнях боевиков, прошедших обучение и имеющих опыт боевых действий на сирийских фронтах – соответствует истине, утверждает тюрколог.
Путин и Пашинян поговорили по телефону
"Они перебазировались поэтапно, и их прибытие на азербайджанскую территорию подтверждает, что Анкара и Баку действовали в одной связке", – отметил Сафрастян.
Ну и третий фактор – наличие на азербайджанской территории турецкой бронетехники, артиллерии, ракетных комплексов, беспилотников и солдат турецких кадровых частей.
"Есть достоверная информация, что часть этой военной техники и солдат, завезенная как в Нахичеван, так и на территорию равнинного Карабаха, после военных учений в Турцию не вернулась. Осталась там", - заявил Сафрастян.
Кстати, в своем официальном заявлении на заседании карабахского парламента обо всем этом говорил и президент Карабаха Араик Арутюнян: "У нас есть информация о том, что за последние несколько дней на разных самолетах из Турции и других стран в Азербайджан были доставлены, скажем так, добровольцы или наемники. Вот уже длительное время армия Турции фактически находится в Азербайджане, под предлогом учений, но мы-то понимаем, какую цель все это преследует".
Так что внешнеполитическим ведомствам Армении и Карабаха есть что предъявить мировому сообществу, чтобы доказать: в нынешней острой фазе вооруженного противостояния на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения Баку действовал отнюдь не самостоятельно и не в одиночку.