О Елене Крыловой наш читатель, вероятнее всего, не знает. Однако ее работы вы могли видеть, например, на громкой вечеринке в гостинице Dvin. И это лишь малая часть ее узнаваемых объектов на территории Армении. Подробнее о предстоящих планах Елена рассказала во время беседы с редакцией Sputnik Style.
О героине
— Кто Вы по специальности?
У меня два диплома. После школы я поступила на юридический факультет. Впоследствии отучилась на дизайнера интерьеров в международной школе. Сейчас работаю по своей второй специальности. Хотя, безусловно, юридическое прошлое мне помогало и продолжает помогать. Я прежде всего руководитель своей компании. Соответственно, мне необходимо быть осведомленной во всех вопросах.
— Работали ли Вы в какой-либо другой индустрии, прежде чем стали заниматься дизайном интерьеров?
У нас был семейный бизнес. Так сложилось, что с папиной стороны у меня все мощные руководители. Например, бабушка была топ-менеджером масштабного шелкового комбината, тетя — начальником управления в объединении «Роспромшелк». Отец был заместителем директора инструментального завода во Владимирской области. Потом папа начал работать в частном секторе, у него был собственный бизнес.
Мамина сторона — полная противоположность. Там всегда царил сплошной креатив и творческие порывы. Мой дедушка был талантливым художником. Примечательно, что с первого класса параллельно с обычными школьными предметами я изучала искусство в специализированной школе. Скорее всего, этот талант мне передался от деда. Благодаря генетическому миксу из менеджмента и креатива сейчас у меня получается параллельно успешно руководить и творить.
— Как Вы начали свою карьеру в сфере дизайна интерьеров?
Наверное, это достаточно банальный путь. Как я упоминала ранее, я окончила художественный класс. Правда, после окончания школы искусств я забросила это дело. Были лихие 1990-е, страна была заточена под бизнесменов. По этой причине я решила помочь своему отцу с построением семейного бизнеса. Спустя некоторое время получилось накопить некоторую сумму и купить собственную квартиру. Сделала там ремонт. Однако почти сразу же после реставрации собственного гнездышка в Киржаче (город на территории Владимирской области. — Прим. ред.) пришлось уехать в Москву. Переезда требовали семейные обстоятельства.
Уже в столице я начала задаваться вопросом: «А чем я хочу заниматься?» В те годы, в середине 2000-х, сфера дизайна интерьеров и проектирования только начинала развиваться. В тот момент меня осенило, что я хочу стать дизайнером.
Нашла образовательное учреждение — Международную школу дизайна (International School of Design. — Прим. ред.). Там отучилась на новую специальность. После выпуска из школы порядка пяти лет работала на фрилансе. Впоследствии организовала свою дизайн-студию.
— На Вашем сайте указано, что Вы работаете с 2006 года в сфере дизайна интерьеров. Сколько Вы уже на армянском рынке?
В Армении наша команда активно работает порядка трех лет. Нашим первым проектом был гостиничный комплекс Dvin. Благодаря этому проекту мы стали известны на местном рынке. После него нам поступили новые перспективные предложения.
— Когда пришел первый заказ из Армении, от кого он был?
Как раз три года назад поступило предложение принять участие в международном тендере от представителей инвесторов гостиницы Dvin. Мы выиграли. Сейчас продолжаем работать над реализацией проекта отеля Dvin.
Два года назад мы сдали Dvin Music Hall, который находится на территории гостиницы. Это место стало одним из самых узнаваемых в Ереване. Здесь проводят самые разные мероприятия: от свадеб до конкурсов красоты и показов мод. Одно из самых значимых событий пришлось на второй день открытия Dvin Music Hall. В городе проходили дни франкофонии. В лучших армянских традициях после деловых встреч гости столицы направились на празднество в Dvin Music Hall. В Ереване тогда находились представители и президенты 27 франкоязычных стран. Среди наиболее известных персон, посетивших гостиничный комплекс, числились принц Монако Альберт и президент Франции Эммануэль Макрон.
Хочется рассказать об еще одном достаточно значимом событии, которое произошло на территории Dvin Music Hall. В рамках встречи представителей ЕВРАЗЭС проходил официальный обед. На нем присутствовал президент РФ Владимир Владимирович Путин.
«Звездной» нашу студию нарекли в связи с тем, что раньше мы делали проекты для многих звезд шоу-бизнеса. На самом деле сейчас я считаю, что для нас это уже устаревшая тема. Мы уже не работаем в этом направлении, нам это перестало быть интересным. Единственное, что осталось, — сотрудничество, которое перешло в дружбу с нашими звездными заказчиками: Наташа Королёва, Cергей Пускепалис и Бари Алибасов. Среди других медийных персон, которые с нами сотрудничали, могу еще назвать Александра Малинина и Эдиту Пьеху.
О работе
— Как давно Вы основали свою школу дизайна? Планируете ли открывать филиал в Армении?
Свою школу дизайна мы основали в разгар пандемии. Хотя эта идея возникла намного раньше и имеет достаточно грустную подоплеку. Наша компания не могла расшириться на протяжении трех лет из-за недостатка хороших специалистов. Соответственно, пришлось открывать образовательный проект, который нацелен на «тренировку» специалистов именно для нашей студии. Вскоре моя команда и я поняли, что наш концепт Smart Luxe создает достаточно многофункциональные пространства. После осознания ценности этого продукта наша команда решила продавать свои ценные знания всем желающим расширить свои навыки в области планировки.
— Будете ли Вы проводить мастер-классы в Армении?
Конечно, с удовольствием! Если будут организаторы, охотно соглашусь предстать перед армянской публикой.
— Как Вы оцениваете местный рынок специалистов в сфере дизайна интерьера?
На самом деле, мне сложно оценивать местный рынок, так как я знаю только коллег по проекту гостиницы Dvin. Безусловно, плюсы армянских дизайнеров — это международный опыт в проектировании. Многие из них работали в ОАЭ, во Франции. Однако если говорить в целом, то на работе местных точно сказывается культура. Армения всегда отличалась своим особым национальным искусством. Это явно прослеживается в работах местных дизайнеров.
— Были ли Вас трудности в реализации проектов на территории Армении? Например, с покупкой красок, обоев, мебели? Или всё заказывается и привозится из-за границы?
Трудности были, но они неизбежны в любой работе. Отдельно хотелось бы отметить прекрасный выбор камня и удивительной красоты работу по нему, а также отменный ассортимент столярных изделий.
Интересный факт: для гостиницы Dvin одним из главных условий было обязательное сотрудничество с местными производителями. Например, некоторая мебель была закуплена у достаточно сильных армянских марок. Таким образом поддерживалось развитие местной экономики. Я считаю, что это правильный подход. Даже из соображений экологии. Кроме того, это позволяет существенно уменьшить транспортные затраты.
— Можете ли Вы назвать свой самый крупный проект?
Один не смогу назвать, но топ-3 собрать точно получится. Первый по списку, пожалуй, — Сбербанк в Оружейном переулке в Москве. Далее — отель Mriya Resort & SPA в Крыму. Там несколько лет проводилась масштабная работа. Проектировали не только номера, но и рестораны, ночной клуб. И, конечно же, ереванская гостиница Dvin.
В период работы над проектом Dvin мне удалось познакомиться с удивительным человеком Артаком Товмасяном — идейным вдохновителем отеля. Меня до глубины души поразило то, что основная цель проекта — познакомить гостей столицы с культурным наследием армянского народа. Здесь была поставлена четкая задача: передать историю Армении в каждом элементе декора.
Перед разработкой концепта для гостиницы Dvin я специально приезжала в Ереван, где провела целую неделю, посещая музеи и экскурсии. Углублялась в историю страны и города. Нашу команду даже отправили на Севан, рассказывали о легендах Еревана, истории города. Мне кажется, в скором времени я буду знать историю Армении лучше, чем родную. Это шутка, но в ней есть доля правды.
Мы с командой глубоко погрузились в культурное наследие Армении. Даже на примере реализованного проекта Dvin Music Hall можно найти две зашифрованные легенды. На первом этаже это сказание о жар-птице, а на втором — о солнце. Вообще, весь дизайн построен на различных национальных легендах.
Сейчас разрабатываем лобби-холл. Правда, детали не могу раскрыть. Должен получиться вау-эффект во время открытия. Для этой части проекта мы совместили армянский стиль с элементами фьюжн.
Да, сейчас занимаемся частным проектом. Хотя наша команда преимущественно работает над масштабными заказами — ресторанами, клубами, гостиницами, — от этого заказа я не смогла отказаться: он приводит меня в трепет. Взяли его мы по простой причине: он интересный. Квартира в стиле Smart Luxe для молодой и креативной семьи. Параллельно ведутся переговоры о нескольких других проектах, но договоры еще не подписаны.
Об Армении
— Как Вы оцениваете перспективы развития сферы дизайна интерьеров в Армении?
В Ереване достаточно перспектив для начинающих специалистов. Как и в России, все развиваются, стремятся к лучшему. У армян это и вовсе в крови. Ведь ваш народ славится многими мировыми деятелями искусства. Уверена, что мы еще услышим об известных дизайнерах интерьеров родом из Армении.
— Какие тенденции в дизайне Вы замечали на просторах Армении и конкретно в Ереване? Как Вы охарактеризовали бы архитектурный стиль столицы и дизайн местных заведений?
Судить в основном могу по ресторанам и гостиницам. У отелей более печальная история. Думаю, это поменяется с течением времени и новым наплывом туристов. В городских заведениях мне нравится тенденция подчеркивать местный колорит в современном прочтении. Меня также зацепила экологичность дизайна, то есть использование большого количества природных материалов. Все это смотрится весьма гармонично.
— Что бы Вы изменили в облике столицы?
Наверное, я не имею права давать советы, так как я не архитектор по образованию. Но на примере Москвы могу сказать, что когда были убраны уличные ларьки и киоски, город обрел единый стиль. Благоустраивалась и подчеркивалась историческая сторона города. Ереван — «розовый» город, который ассоциируется с розовым туфом. Надо подчеркивать это и убирать лишнее — делать акцент на развитие в историческом направлении.