В Харберде сегодня проживает всего 10 армянских семей, хотя, по некоторым оценкам, число армян здесь превышает 3000. Другое дело, что не все из них раскрывают свою национальную принадлежность и участвуют в жизни общины.
Практически во всех населенных пунктах Западной Армении непременно найдутся люди, которые расскажут вам, как их дедушки и бабушки чудом избежали резни армян или же выдавали себя за турок и курдов во спасение от турецкого ятагана. Харберд – один из тех исторических городов Западной Армении, который на протяжении столетий играл роль транспортного узла в торговых отношениях держав того времени.
Есть множество вариантов этимологии названия Харберд. По одной версии, город был назван в честь села Хар, расположенного в этом же регионе. Некоторые историки полагают, что Харберд – слияние слов "хар" ("кар", "камень") и "берд" ("крепость"). По этой версии, более 4000 лет назад урарты построили здесь мифическую крепость и назвали ее Харберд. Однако турецкая историография уничтожает все, что хоть как-то связано с армянами.
Сегодня название "Харберд" изъято из официального употребления и стерто из общественного сознания. "Элязыг" – так турки называют Харберд, иногда они используют название Харпут – искаженную версию топонима. При этом местные жители признаются, что люди здесь не забыли об историческом названии города, ведь Харбердом его называли армяне, жившие здесь до Геноцида. Так говорят и малочисленные наши соотечественники, живущие на этой земле поныне и сохраняющие свою национальную идентичность. В Харберде мы встретились с одним из них – Мустафой Балабаном.
Он рассказал нам о том, как сегодня живет Харберд, некогда город армянских мастеров, а также об армянском квартале и о своем социальном положении. Мустафа Балабан не скрывает горечи по поводу того, что армяне зачастую не могут объединяться ради сохранения своих национальных ценностей. Однако в последнее время, говорит Балабан, им удалось сплотить усилия и спасти от разрушения армянскую протестантскую церковь в Харберде.
Этот вопрос активно обсуждался в местных СМИ весной 2017 года. Армянская протестанская церковь занесена в перечень культурного наследия Диарбекира под именем ассирийской. Однако это не заставило местные власти отказаться от мысли превратить Храм божий, насчитывающий вековую историю, в автостоянку.
Турок Джошкун Дуран получил разрешение построить на месте церкви гостиницу. Турецкие специалисты, чтобы оправдать приватизацию христианского наследия, заявили, что церковь не может считаться религиозным объектом, поскольку у нее много окон и только два этажа.
До этого армянская протестантская церковь использовалась в качестве мукомольной фабрики, потом тут действовала ярмарка, а позже церковь превратили в загон для овец. Сейчас здесь – парковка. Причем для этого используются как окрестности церкви, так и внутренняя территория.
Армянам нужно было бороться за свое культурно-историческое наследие, стать тем самым опорой немногочисленным харбердским соотечественникам. И у них это получилось: церковь не снесли. Более того, сегодня ведутся переговоры о ее реставрации и восстановлении в качестве культурно-исторического памятника.
"Почаще приезжайте к нам в Харберд: это ведь тоже Армения", - так попрощался с нами Мустафа Балабан.