Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Оказывается, есть на земле такое место, где израильские ударные БПЛА, скажем, Orbiter-2M, используются на поле боя одной из воюющих сторон (Азербайджаном) наравне с тяжелыми ударными беспилотными аппаратами Bayraktar TB2, производимыми в Турции, а точнее, на заводе, принадлежащем зятю турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана — Сельчуку Байрактару. И место это называется Карабах.
Много оружия, всякого и разного
А еще на поле боя вдоль всей линии соприкосновения карабахской Армии обороны и азербайджанских вооруженных сил задействованы белорусские "Полонезы", танки, гаубицы, самоходки "Пион", БТР-ы и даже штурмовики Су-25 (11 штук). О российской военной технике, которая представлена в более чем достаточных объемах у противоборствующих сторон, даже говорить не хочется – давно уже набило оскомину. Равно как и о снарядах для гаубиц и ракетах для РСЗО разного калибра, поставляемых в Азербайджан из Пакистана.
В общем, перечислять все будет долго и муторно, поэтому сразу же перейдем к главному. К теме — кто и почему поставлял все эти годы оружие воюющим в Карабахе сторонам. Ведь никто не наивен настолько, чтобы думать, что дело только в деньгах.
На самом деле международный рынок вооружений существует. И финансовые обороты на этом рынке сопоставимы, скажем, с рынками наркотиков, энергоносителей и так далее. И на этом рынке ведется жесточайшая конкуренция между ведущими странами, которые владеют современнейшими технологиями, необходимыми для того, чтобы люди имели возможность максимально эффективно уничтожать себе подобных. Это понятно, да и в силу "всемогущего" доллара не верят лишь самые наивные.
Эффект разорвавшейся бомбы: заявление Нарышкина и месседжи Ирана выявили провал плана Баку>>
Однако нельзя отрицать также, что наравне с финансовой составляющей есть у мирового рынка вооружений и обратная сторона – геополитические интересы. И было бы, пожалуй, просто глупо полагать, что таким эффективным рычагом, как продаваемое оружие, не пользуются.
Вот и получается, что сейчас взгляд на кровопролитные бои и человеческую трагедию, развернувшуюся в Карабахе, позволяет просчитывать и видеть геополитические интересы всех стран, оружие которых сейчас стреляет, летает, взрывается и горит на фронте. Ведь на самом деле соотношение финансовых и геополитических интересов любого государства, продающего вооружения, может варьироваться от нуля до бесконечности. И в этом плане, скажем, Россия – показательный пример.
Ведь у этой страны – одна из ведущих ролей на мировом рынке вооружений. И с потенциальными конкурентами идет постоянная жесткая схватка за любого клиента. А как же – свободный ведь рынок. И в этом плане поставки оружия, скажем, Азербайджану (в общей сложности миллиардов на пять) можно объяснить целым рядом факторов.
Интересы бывают разные — финансовые и геополитические
Те же самые танки, артиллерия, гаубицы, РСЗО (ну и так далее) Азербайджан охотно покупал бы и у других производителей и поставщиков, начиная от Турции и Пакистана и заканчивая той же Беларусью или Украиной. А еще есть китайцы, корейцы, американцы, европейцы… В этом плане в бизнесе уступать на рынке конкурентам – смерти подобно. Другое дело, что у России на Южном Кавказе, куда все эти годы она продавала оружие, есть и весьма серьезные геополитические интересы.
И вот уже тридцать лет эти интересы, по большому счету, свелись в регионе к жесткому противостоянию двух государств – Армении , выступающей гарантом безопасности Карабаха, и Азербайджана. Вот и старалась Москва в меру возможностей выравнивать ситуацию, создавать паритет между Ереваном и Баку, поставляя оружие одной из сторон (Армении) по внутренним ценам РФ.
В Москве, по всей видимости, рассчитывали на то, что Азербайджан будет довольствоваться тем количеством вооружений, которое закупалось у России. И тогда выровнять паритет было бы достаточно легко, поставив соответствующее количество Армении. Видимо, рассчитывали также на то, что Баку хоть какую-то часть доходов от халявной каспийской нефти все-таки будет тратить, скажем, на "социалку". Ну, чтобы людям жилось бы чуть легче. Однако решение социально-экономических проблем граждан явно менее всего волновало военно-политическое руководство Азербайджана, и в этом заключался своеобразный "просчет" Москвы.
Только у Израиля Азербайджан за последние годы докупил вооружения (высокотехнологичного) примерно на те же 5 миллиардов долларов. Немало "нефтяных долларов" ушло также в Беларусь и Пакистан уже тогда, когда Москва перестала продавать вооружение стране, у которой (под влиянием Турции) вдруг стали проявляться пантюркистские замашки.
О Турции в данном контексте говорить не нужно. Азербайджану турки продают вооружение самого разного класса, видимо, по тем же "внутренним ценам" (если вообще не бесплатно). Потому-то и "работают" в нынешней карабахской войне, скажем, из РСЗО, в основном турецкие T-300 Kasirga и T-122 Sakarya. Видимо, ракеты как минимум на эту войну Анкара поставляет Баку бесплатно (ну или в кредит). С расчетом на то, что в дальнейшем именно Турция воспользуется предполагаемыми "победами" азербайджанской армии в Карабахе.
Теперь в геополитическом плане. Ну, с Турцией, точнее, с ее неоосманскими (или пантюркистскими, кому как нравится) имперскими амбициями, для Эрдогана весьма болезненными, все более или менее понятно. О том, что Анкара буквально "влезет" в карабахские разборки по самые уши, было ясно изначально.
Кому "мягкое подбрюшье", а кому – Северные ворота
Гораздо интереснее получается сочетание финансовых и геополитических интересов Израиля, ради которых, собственно, и завели власти этой страны в последние годы активные игры на Южном Кавказе. Причем на уровне спецслужб и корпораций, производящих оружие. Насчет финансовой составляющей тех самых теплых отношений Тель-Авива и Баку также расклад вполне очевидный.
Согласно статистике, порядка пятидесяти процентов нефти Израиль закупает именно у Азербайджана. Платить приходится либо звонкой монетой, что до недавнего времени было достаточно дорого (баррель до ста долларов), либо оружием. Цены на израильские высокотехнологичные дроны, ракетные комплексы на рынке весьма высоки. Следовательно, за нефть выгоднее расплачиваться именно ими.
Потом, когда стоимость энергоносителей резко снизилась, да и сейчас, когда цены тихо-тихо, с трудом карабкаются вверх, продолжает работать налаженная за последние годы структура, от которой бизнесмены и с той, и с другой стороны отказываться не намерены. Хорошие доходы в торговле всегда предполагают, что торговцы будут цепляться за налаженный механизм до последнего.
Видимо, поэтому Высокий суд Израиля отклонил ходатайство Общественной организации "Еврейское сердце" о запрете продажи оружия Азербайджану. Мол, не доказано, что продаваемое Тель-Авивом Баку оружие используется для военных преступлений. Ну, со своим судом израильтяне пускай сами разбираются. Тем более, что общественность этой страны, судя по всему, в подавляющем большинстве – на стороне Карабаха.
Геополитические же соображения, из-за которых, собственно, Израиль и наладил с Азербайджаном теплые отношения, несмотря на серьезные разногласия с Турцией, в корне связаны с Ираном. Ведь если для России Южный Кавказ – это "мягкое подбрюшье", за которое Москва любому глотку перегрызет, то для Ирана это – Северные ворота, в которые вечно лезет враг.
И понятно, что Азербайджан в этом плане для Израиля – лакомый кусочек, на который ориентируется не только он, но и его заокеанский патрон – США. Ведь планами американцев о военном ударе по Ирану в последние годы не интересуется лишь ленивый. Вот и получается, что за свое влияние, за право диктовать Азербайджану политический вектор, схлестнулись сразу все – и турки, и израильтяне. Ну а об иранцах и говорить не стоит. Но это уже – тема для отдельного разговора.