Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

Раненный в Шуши российский военкор Юрий Котенок рассказал, чем был обусловлен его выбор стороны конфликта.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Использование технологий и ведение беспорядочного огня — этим, прежде всего, отличается нынешняя война в Нагорном Карабахе. Такого мнения придерживается российский военный обозреватель Юрий Котенок, раненный при обстреле азербайджанскими ВС храма Казанчецоц (собор Святого Христа Всеспасителя) в Шуши.

Специфика войны

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения Котенок отметил, что сегодня противник имеет возможность поражать военные объекты, отдельных персон выборочно, засекая и пеленгуя (определять координаты, навигационный термин - ред.) цель по IP-адресам гаджетов. Ситуация в Карабахе ему напоминает войну в Осетии.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

"Ситуация в Карабахе чрезвычайно жестче, так как здесь за агрессором, нападающим стоит новый "падишах", который пытается создать халифат на огромном пространстве Евразии", - сказал Котенок.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

Он отметил, что в глаза бросается в первую очередь неизбирательная тактика ударов противника по населенным пунктам, мирным жителям, памятникам истории, храмам, и это поражает всех. В этом, по его словам, и заключается особенность этой войны. Более того, нападающая сторона не придерживается общепринятых правил ведения боевых действий и соблюдает договоренности лишь на словах.

Баку демонстрирует массированное применение артсистем, ударных и разведывательных БПЛА турецкого и израильского производства. Военкор не исключает, что беспилотниками могут управлять иностранные специалисты.

"Точность поражения такова, что этот боеприпас может влететь в отверстие около 50 сантиметров. Это новейшие технологии, такого раньше не было. Это вызов, с которым сталкиваются сейчас армяне, однако и российские ВС должны иметь это в виду, анализировать", - сказал Котенок.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

По его оценке, Армия обороны НКР показывает высокий уровень управления артиллерийскими системами, применения РСЗО. Он считает, что у них есть поле для маневра, а, следовательно, возможность нанести удар агрессору и отбить охоту осуществления дальнейших действий.

Котенок признался, что уже передал собранные им факты и данные представителям Human Rights Watch, в том числе и информацию о своем ранении. В международной правозащитной организации также были поражены и шокированы происходящим.

Ранение и близость смерти

Военный обозреватель Юрий Котенок получил многочисленные ранения 8 октября при обстреле азербайджанскими ВС храма Казанчецоц. Журналист сейчас находится в ереванском медцентре Эребуни, состояние здоровья не позволяет пока перевезти его в Россию.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

Для Котенка момент перевозки из храма Казанчецоц в больницу Степанакерта был самым критическим.

"Я не терял сознания, и это удивительно, так как при таком характере поражения можно было отключиться сразу. Но я не потерял сознания", - сказал Котенок в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.

"Чувствовал, что умираю, читал молитву": Котенок о первых минутах ранения

Он рассказывает, что в отверстие, появившееся в куполе церкви после первого взрыва, влетел управляемый боеприпас и взорвался. Спустя несколько секунд после взрыва, он уже пришел в себя.

"Стекала кровь, все было в ошметках, везде дым, грязь, я практически ничего не видел, я задыхался. Рядом лежал мой товарищ Левон Арзанов спецкор журнала "Офицеры России". Он крикнул: "Живой?" Я ответил: "Да, да, живой, Лева". Он поднялся на ноги, побежал на выход за помощью. Я дернулся, почувствовал страшную боль", - вспоминает Котенок.

Ранение в церкви Шуши было не первым в жизни военкора, побывавшего в разных горячих точках, но такой боли он раньше не испытывал. Котенок оказался завален грудой камней. На крик Арзанова вышли люди из укрытия. Котенок рассказывает, что все торопились, опасаясь новых ударов. Однако самыми критическими для него были минуты, когда дьякон церкви вез его в больницу Степанакерта.

"Я чувствовал, что умираю, читал молитву. Он мне говорит: держись, держись. Оборачивался. (Военкор сделал паузу, в его глазах появились слезы. - ред.). Выкарабкались", - сказал он.

Уже после того, как его вытащили из машины, "наступил провал". Очнулся уже в Ереване, окруженный улыбками и теплом. Потом узнал, что в медцентре Степанакерта работал один из ведущих специалистов Института Склифосовского, доктор медицинских наук Шаген Даниелян, который и поднял его на ноги.

"Я благодарен этому человеку по гроб жизни", - отметил Котенок.

После второго рождения

У Котенка поражены руки, ноги, спина, легкие, сердце, однако он уже чувствует себя хорошо, ведь идет на поправку. Это его шестая война, он прошел две Чечни, Донбасс, Сирию, Осетию и уверен, что его просто так не возьмешь.

"У меня дед воевал, получил осколочное ранение позвоночника, был инвалидом. Прадед воевал, получил осколочное ранение легкого", - рассказал он.

Сейчас он чувствует поддержку огромного количества людей. По его словам, после новости о его ранении за него молилось очень много людей в России, многие армяне восприняли все это как личную боль. Котенок уверен, что именно это и помогло выстоять.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

"Мое спасение и спасение моих товарищей — самое настоящее чудо. Боеприпас взорвался в нескольких метрах, шансов не было. Оказывается шанс есть, появился, мы еще живем, дышим воздухом, знаем, что есть Бог, который нас не оставит в беде", - говорит он.

Он также благодарен врачам и медикам. Котенок считает, что коллегам из России стоит многому поучиться у ереванских врачей. В частности, он удивлен тем, как здесь профессионально организован процесс транспортировки раненых из зоны боевых действий в центр, где могут оказать квалифицированную медпомощь и поставить на ноги.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

Котенок отметил, что солдат здесь ставят на ноги буквально за несколько суток. Этим армяне могут гордиться. Он пророчит армянской медицине большой рывок.

Почему Армения, а не Азербайджан?

Котенок отметил, что вариантов поехать в Азербайджан у него не было.

"Я офицер, офицеров бывших не бывает, поэтому вариантов поехать к агрессору у меня не было", - сказал он.

Напомним, с 27 сентября в зоне карабахского конфликта идут интенсивные бои. ВС Азербайджана обстреливают мирные города и села Карабаха, уничтожая жилые дома и гражданские инфраструктуры. В результате мощных ударов есть погибшие и пострадавшие среди мирного населения Карабаха. В Армении и Карабахе объявлено военное положение.

Раненный в Шуши Юрий Котенок рассказал, в чем специфика войны в Карабахе

С целью остановить бои и обменяться пленными и телами погибших Россия инициировала встречу глав МИД Армении и Азербайджана в Москве. По итогам 11-часовых обсуждений принято решение объявить о гуманитарном перемирии с 12:00 часов 10 октября. Режим прекращения огня уже вступил в силу, однако боевые действия все еще продолжаются.