Может ли карабахская война обернуться для Ирана натовской "разведкой боем"?

Военные действия, спровоцированные Азербайджаном по всему периметру линии противостояния с Карабахом, конечно же, не могут не беспокоить одного из основных региональных игроков, достаточно активных на внешнеполитической арене. Речь об Иране.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Тегеране предпочитают не говорить о том, что начавшиеся 21 октября военные учения под кодовым названием "Защитник неба-99" напрямую связаны с оперативной обстановкой на западной части северного участка государственной границы. Однако масштаб учений, охватывающих больше половины территории страны, говорит сам за себя.

На северных границах Ирана у "мирового гегемона" есть реальный интерес

Причин для беспокойства у иранского руководства более, чем достаточно. Это и падающие на территорию страны артиллерийские снаряды, ракеты. Это и азербайджанские беспилотники, то ли случайно, то ли намеренно залетающие туда в ходе боевых действий. Информация о том, что подбитый на территории Ирана (по некоторым утверждениям, именно иранскими ПВО) беспилотник был израильского производства, заставила Тегеран напрячься еще сильнее.

Пашинян ответил, может ли Иран повлиять на урегулирование ситуации в Карабахе

Тем более что есть версия, согласно которой аппарат ("под шумок" военных действий) разведывал по ту сторону границы расположение пограничной инфраструктуры страны. Так ли было на самом деле, или же просто иранским ПВО надоело сидеть сложа руки, когда шныряют чужие БПЛА - неясно. Как говорится – no comment.

Однако факт остается фактом – Иран развернул в широкомасштабных военных учениях и непосредственные средства ПВО, и сопутствующие им системы наблюдения. А еще в учениях задействованы военная авиация и несколько видов беспилотных аппаратов отечественного (иранского) производства. Впрочем, лишь военными действиями в Карабахе размах учений ПВО, с учетом объема задействованной техники, объяснить трудно.

На самом деле очевидно другое – Тегеран действительно сильно беспокоится, что война в Карабахе с учетом присутствия натовской Турции – это всего лишь прелюдия другой, гораздо более широкомасштабной военной операции, которую планирует и затевает НАТО.

Ведь планы сверхдержавы – Соединенных Штатов Америки – которая, собственно, и "рулит" Североатлантическим блоком, известны. Вашингтон особо и не скрывает, что его основная военная цель в регионе – именно Иран, который умудряется даже в сложнейших условиях санкций и жесткого давления проводить независимую внешнюю политику и не подчиняться "мировому гегемону". Южно-кавказский регион, как известно, является натуральными Северными воротами, входом на иранскую территорию.

И тут уже вовсе не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, почему это НАТО так вяло реагирует на активность, граничащей с агрессивностью, одного из своих членов – Турции. Есть расчет, что благодаря помощи, оказываемой Баку, Анкара тут закрепится если не навсегда, то на очень долгое время.

Неужели в Анкаре решили, что удар по Ирану –вопрос решенный?

И вот тут уже, когда, образно говоря, прилетающие и улетающие турецкие (то есть натовские) военные самолеты, как истребители, так и транспортники, станут для мирового сообщества обычным явлением - жди беды. Ведь если Соединенные Штаты рискнут ввязаться в такую крупную авантюру, как военный удар по 80-миллионному Ирану, то без военного плацдарма на севере никак не обойтись.

Война под носом: востоковед объяснил, чем Иран может помочь Армении

И в этом плане с точки зрения Ирана кровопролитную войну, которую при поддержке Турции навязал Карабаху Азербайджан, можно рассматривать лишь как своеобразную "разведку боем" со стороны потенциального противника. Речь не о той Анкаре, которая пока еще старается быть в хороших отношениях с Тегераном и даже при случае прикупает некое количество иранских энергоносителей (нефть и газ).

В данном случае речь идет о той самой натовской Турции, функция которой в готовящейся (можно не сомневаться) большой военной операции против Ирана будет состоять в том, чтобы готовить в Азербайджане плацдарм для войск Североатлантического Альянса. Ведь как бы ни говорили о фантастических имперских амбициях Эрдогана, в здравом смысле и в умении просчитывать на несколько шагов вперед действия основных игроков на геополитической арене ему не откажешь.

А это значит, что в Анкаре понимают - собственно как в Вашингтоне, так и в Тель-Авиве - удар по Ирану является вопросом решенным. Правда, пока не определились со временем. Вот и пытается Турция то ли предопределить события, то ли и вовсе уже договорилась со старшим натовским союзником – США.

Вот и решился-таки Тегеран, образно говоря, сделать ход конем, сыграть на опережение и выставить из рукава одну из козырных карт, на которые рассчитывает в случае большой военной авантюры со стороны потенциального противника. Карта эта – мощная ПВО страны – отнюдь не единственная в загашнике у иранского руководства. Есть у Ирана и очень неплохие баллистические системы и ракеты, есть и хорошая, солидная бронетехника.

Однако на данном этапе, когда ход карабахской войны доказал, что у беспилотных летательных аппаратов есть серьезный военный потенциал, нужно этим фактором озаботиться всерьез. Вот и озаботились, и решили показать миру, что есть у иранского руководства и свои беспилотники разного назначения (и разведывательные, и ударные, и камикадзе), и средства для борьбы с ними.

Могут и не стрельнуть, чтобы не раздражать нейтрального соседа

Иначе масштаб учений и не объяснить. Ну не против же азербайджанской армии или карабахских сил обороны поднята вся эта махина. Явно не для того, чтобы испугать воюющие стороны, чтобы те были поаккуратнее, правильно целились и не промахивались, порой посылая снаряды и ракеты "в молоко". Частенько - на иранскую территорию. И не для того демонстрирует Иран мощь своих ПВО, чтобы, скажем, азербайджанские войска опасались наступать на Карабах в южном направлении вдоль границы.

"Не будем равнодушны". На чьей стороне Иран в карабахском конфликте

А армянские войска не стреляли бы в них, боясь дипломатических проблем с нейтральной страной, на чью территорию залетел шальной снаряд. Понятно, что азербайджанские военные силы этим обстоятельством порой пользуются, понимая, что армянская артиллерия иногда может и не стрельнуть, чтобы не раздражать иранцев.

Вот именно так и смогли пройти по югу, впритык к иранской границе, километров 30-40. Пока не попали в "зангеланский котел", оторвавшись далеко от основных сил и от налаженной логистики военного снабжения. Оторвались, увлекшись захватом водохранилища, а потом и желанием доложиться в Баку, что аж Зангелан захватили. Мол, вот вам и селфи на фоне поднятого на какой-то площади азербайджанского флага.

А потом капкан, старательно разработанный армянскими военными, захлопнулся, поскольку на самом деле обстреливать с гор и возвышенностей низины, по которым пробиралась азербайджанская группировка особого назначения, можно и так, чтобы снаряды на иранскую территорию не залетали.

Иран, конечно, в какой-то момент забеспокоился, когда контроль над Худаферинским водохранилищем на короткое время перешел в руки Вооруженных сил Азербайджана. Оно и понятно. Для Баку контроль над водохранилищем мог бы стать серьезным рычагом воздействия на Тегеран, а иранскому руководству ох как не по душе, когда кто-то пытается его к чему то принудить.

Однако даже это обстоятельство не могло стать поводом для разворачивания таких серьезных военных сил, как нынешние учения сил противовоздушной обороны Ирана. С привлечением элитных формирований Корпуса стражей исламской революции КСИР. Демонстрация силы? Игра мускулами? Ну конечно. Однако адресантами являются отнюдь не Карабах и Азербайджан.