Армения хочет наконец отказаться от турецких товаров. Сделать это непросто, но вполне возможно. Правда, ключевое слово здесь – "наконец", потому что все можно было начать 20 или даже 10 лет назад.
Из Турции Армения завозит чуть меньше 5% своего общего импорта (по данным за 2019 год – 4,8%). Из продовольственных товаров в основном завозятся фрукты (в частности, цитрусовые). Но больше всего завозится непродовольственных товаров – ткани, одежда и обувь, пластмассовые изделия, парфюмерия и моющие средства.
В год Армения закупает турецких товаров на 250-270 миллионов долларов, а за последние 15 лет – более чем на 2,8 миллиарда долларов.
Запрет, объявленный правительством Армении, вступает в силу с 31 декабря, чтобы дать время магазинам и торговым сетям распродать то, что они уже завезли.
Нужно обратить внимание, что турецкие товары используются и в некоторых отраслях промышленности. Поэтому производителям одежды и обуви, кожи (есть в Армении и кожевенный завод) важно найти новых поставщиков.
В каких-то случаях это сделать удалось, в каких-то - пока нет. Но в обоих случаях вывод один и тот же: все может получиться, но не за день и не за два.
"Съедобная" история
Молочные комбинаты и птицефабрики за несколько лет добились результата сами, не дожидаясь сигнала.
5-10 лет назад птицефабрики Армении покупали цыплят-несушек из Турции на сотни тысяч долларов в год (10-15% всего импорта). Сейчас от них полностью отказались. Конечно, в общей внешней торговле страны это не очень большие деньги. Но дело в другом: своих кур-несушек в Армении не разводят, покупая из-за рубежа цыплят "на вырост". Если это звено выпадет, распадется вся производственная цепочка.
"Наши птицеводы это понимали, поэтому со временем мы нашли других поставщиков, чтобы даже эти 10-15% свести к нулю", - отметил в беседе со Sputnik Армения председатель Союза птицеводов республики Армении Сергей Степанян.
Похожего добились и молочные комбинаты. 10-15 лет назад для производства сыра они закупали сычужные ферменты из Турции. И здесь от маленького звена зависела вся цепочка.
При этом по чисто рыночным правилам турецкий товар был выгоднее: по качеству ферменты были близки к европейским, а стоили дешевле. Но от них все же отказались – и не пострадали: и поставщиков нашли, и цены от них получили вполне приемлемые. А теперь производство ферментов для сыроделия создается в самой Армении.
Точно так же производители молочных продуктов активно ищут (и находят) альтернативных поставщиков пастеризационного оборудования – и из России, и из Европы (в том числе из дружественной Греции).
Примеры эти пока небольшие, но успешные. Правда, в обоих случаях бизнес поставил себе задачу и решал ее несколько лет. А вот в случае с одеждой все намного сложнее. Об этом следующая история, уже "несъедобная".
"Несъедобная" история
Армянская текстильная промышленность в основном работает на турецких тканях и полотне. Чтобы покупать другую ткань, надо уметь делать и продавать более дорогой товар, отмечает эксперт отрасли Сурен Бекирски, который долгое время руководил трикотажной фабрикой "Тосп".
На российском рынке, где в основном работают армянские компании, конкурировать непросто: там, где они укладываются по нулям, у их конкурентов остается 10-20% прибыли. "Виноваты" и сложные транспортные условия, и относительно небольшие объемы производства – в отличие от тех же турецких.
И здесь самое время вспомнить, почему в Турции появилось такое производство. Многие из тех, кто сейчас ругает Советский Союз, ходят в турецкой одежде, а в советское время их родители (или, малышами – они сами) ходили в армянской одежде и обуви, как и миллионы их сверстников по всему Союзу.
"Я в этой отрасли уже практически 40 лет, и могу говорить по собственному опыту. В середине 80-х в Турции не было ничего, кроме ковроткачества, очень небольшого количества носочных изделий, полотенец и постельного белья. Это все, что у них было. К концу 90-х они построили целую отрасль. Почему? А потому, что у них работала программа государства, с льготными условиями для рабочих мест", - говорит Бекирски.
В Турции было создано все то, что когда-то было, а после распада Союза практически исчезло в Армении: весь цикл производства, то есть производство пряжи, обработка и покраска полотна и наконец - пошив одежды. Наконец, наладили не только производство, но и маркетинг.
"Что такое LC Waikiki? Да ничего. Просто хорошо наработанная рекламная кампания. Маркетологи заранее диктуют дизайнерам, что делать на будущий сезон, и те заранее это делают. И у них есть все ряды – модельный, цветовой, размерный, вся палитра. Все это, повторюсь, нарабатывалось годами, на опыте продаж и экспорта в Европу", - добавил Бекирски.
На стороне турецких компаний – годы государственных льгот и работы с рынками. На стороне армянских – объяснения государства о том, что "льготы противоречат правилам рыночной экономики". И поскольку в Армении все делалось "по правилам", то теперь турецкие производители не только продают товар в нашей стране, но и не тратят на это ни копейки. Практически все расходы на перевозку, растаможку и продажу берет на себя армянский бизнес.
"А предложи им вот так же вложиться в армянского производителя, они этого не сделают, хоть убейся. Потому что у турецкого производителя, условно, 50 моделей, а у нашего – четыре-пять", - пояснил Бекирски.
По программе ООН, которая финансируется на средства правительства России, итальянские специалисты предложили армянским компаниям создать свою коллекцию одежды для среднего и дорогого сегментов.
Качество шитья российским закупщикам понравилось, но заказывают они пока не товар (то есть готовую одежду), а пошив (то есть высылают модель одежды и заказывают изготовить ее партию). Тоже неплохо, тоже доход, но пока еще не тот, потому что бренд не свой. Известный успешный пример – компания Gloria из Ванадзора, которая работает в больших объемах на европейский и российский рынок. Но своего бренда у них тоже пока еще нет.
"Если у нас будет больше таких компаний, для которых государство поможет находить серьезные торговые сети, тогда у них будет опыт производства широкой линейки одежды и в больших объемах, по цене средней и выше. Вот тогда их производство тоже будет настолько развито, что они смогут предлагать хорошее качество по нормальной цене, а для этого они смогут закупать более качественный хлопок у других стран. Кто-то должен работать с бизнесом, кому-то это должно быть нужно", - подчеркнул Бекирски.
Хуже всего, если эту работу даже не начнут, а запрет будут обходить формально, перекупая турецкие товары из другой страны (например, из Грузии). Тогда у этого решения потеряется весь смысл.
Таким образом, там, где бизнес может, он избавляется от турецкого сам. Где не может – ему надо помочь (и тем самым, помочь создать новые рабочие места в своей же стране).