ЕРЕВАН, 5 ноя — Sputnik. Консультации с Россией по предоставлению помощи Армении проходят в режиме "совершенно секретно", что абсолютно понятно, сведений об этих переговорах пока ожидать нельзя. Об этом заявил в парламенте Армении замглавы МИД Шаварш Кочарян, отвечая на вопросы депутатов.
Ранее, 31 октября, премьер-министр Армении Никол Пашинян направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором обратился с просьбой незамедлительно начать консультации по предоставлению помощи Армении, основываясь на втором пункте "Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией" от 1997 года. В письме премьер-министр Армении детально представил ситуацию в Нагорном Карабахе, возникшую в результате азербайджано-турецкой агрессии, указав на новые вызовы.
Шаварш Кочарян также отметил: чтобы Армения могла обратиться к военным союзникам, вначале она должна обратиться в ООН и зафиксировать факт военной агрессии, дающий право на самооборону.
"Естественно, это сложный процесс, поскольку нужно оценить и обстановку в собственной стране, и проверить настроения и готовность союзников. Но опасность агрессии против Республики Армения есть, поэтому мы и обратились к нашим союзникам", - пояснил Кочарян.
Он напомнил, что ранее армяно-российские соглашения в оборонной сфере предусматривали защиту от агрессии вдоль границы бывшего СССР. В 2011 году это ограничение было снято, и теперь соглашения распространяются на весь периметр границы Республики Армения.
Что касается глав трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то они не имеют мандата ООН по принуждению сторон конфликта к какому-либо решению, а могут только предлагать различные подходы, чтобы помочь им прийти к согласию. У них есть и мандат на то, чтобы не дать возобновиться военным действиям, но и здесь нет мандата на конкретные процедуры.
ООН остается единственной организацией, которая может применять экономические санкции и разрешать применение силы. Для этого нужно, чтобы никто из постоянных членов Совбеза ООН не наложил вето на такое решение. Но вдобавок, есть еще 9 непостоянных членов Совета. О том, как сложно здесь добиться консенсуса, можно судить по закрытому обсуждению сразу после начала агрессии. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россия. Франция и США – представили очень уравновешенный подход: речь шла о немедленном прекращении огня и невмешательстве третьих сторон.
"Но была страна - не стану говорить какая, которая провалила даже это заявление", - заявил он.
В итоге из текста заявления убрали пункт о невмешательстве третьих сторон.
На вопрос, может ли ООН применить санкции против Азербайджана за привлечение боевиков из террористических группировок, Кочарян отметил, что ряд организаций не признаны в ООН как террористические.
Тем не менее, отметил он, у стран региона есть понимание того, что боевики, находящиеся в Карабахе с азербайджанской стороны, могут распространиться и в Россию (по Северному Кавказу), и далее по всей территории СНГ.
"Поэтому сложилась обстановка, вызывающая обеспокоенность многих стран, с которыми у нас есть более или менее углубленные отношения", - отметил Кочарян.
Проводится вся необходимая работа: Мнацаканян об обращении Армении к России>>
Отметим, вторая статья Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения предполагает, что стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Армения. Будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из них, возникнет угроза вооруженного нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны и поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна договаривающаяся сторона окажет другой в целях содействия преодолению возникшей ситуации.