Когда летом 2018 года группа протестующих граждан ворвалась в здание канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, и духовенство вынуждено было обратиться за помощью к властям, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что церковь отделена от государства и считает ненужным вмешиваться в церковные дела. Фактически, он отправил Католикоса всех армян Гарегина II самостоятельно объясняться и разбираться со своей паствой.
Спустя два с лишним года разъяренные решением по Карабаху "гордые граждане" Республики Армения стали громить уже кабинет самого премьера – не духовного, но светского лидера страны. Что сделал в ответ Пашинян? Он просто укрылся в бункере, выставив на следующий день перед зданием правительства кордоны полиции.
Армения между капитуляцией и "болезненными уступками": эксперт объяснил схему по Карабаху>>
Господин премьер-министр, еще совсем недавно отвечая на выпады своего оппонента, экс-посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна, находящегося в бегах и выступавшего тогда с обвинениями в адрес нынешнего руководства страны на фоне домашних интерьеров, посоветовал ему сначала набраться мужества и выйти из кухни, а потом уже высказывать свою позицию. Но почему же мы не увидели премьер-министра, который бы не на камеру, а, глядя своим гражданам в глаза, объяснил свое решение по Карабаху?
"Лайвы" Пашиняна в Facebook и попытки объяснить причины поражения в Карабахе порождают больше вопросов, чем ответов.
Армянской армии не хватило ресурсов – оружия и воинов?
Если с первым все понятно (кстати, здесь никто не сможет отрицать, что у азербайджанской армии было огромное преимущество), то в вопросе человеческих ресурсов не все так однозначно.
В самом начале войны руководство Армении ввело в стране военное положение и объявило всеобщую мобилизацию. Власти также внесли изменения в мобилизационный план. Пашинян сам на своей странице в Facebook выложил видео о том, как резервисты поспешили откликнуться на его призыв явиться в Республиканский сборный пункт для дальнейшей отправки в Карабах. На страницах Минобороны Армении и Армии обороны Карабаха периодически выставлялись ролики о добровольцах на позициях, которые готовы были воевать до конца.
Что же случилось? Допускаем, что со временем, когда начали поступать сообщения о наших потерях, и когда стало ясно, что на этот раз война не ограничится несколькими днями, энтузиазма у людей поубавилось, да и не всем дано быть героями. Это нормальная человеческая реакция. Рассчитывать только лишь на высокую гражданскую сознательность и на бесстрашие людей было несколько наивно.
Думаете, в годы первой Карабахской войны не было уклонистов? Конечно же, они были. Но тогда власти принимали жесткие и соответствующие военному положению меры: мужчин, не особо рвущихся на фронт, забирали сразу из дома. На улицах регулярно проводились рейды, и граждан, подлежащих призыву, сажали в автобусы и отправляли в части.
За 44 дня войны Ереван так и не превратился в город, находящийся в режиме военного положения. По улицам беспрепятственно разгуливали мужчины, явно подлежащие мобилизации. После того, как группа людей в ночь на 10 ноября ворвалась в здание правительства, круша все на своем пути, премьер задался вопросом: почему столько мужчин оказалось здесь, а не на позициях? Так это не у них надо спрашивать, а у самих властей. У тех, кто должен был отвечать за мобилизацию.
А ведь многие резервисты, прибывшие в зону боевых действий, так и не были привлечены к обороне позиций, их отправили обратно домой. Других же записавшихся добровольцев так и не вызвали в военкоматы для отправки в зону боевых действий.
И премьер-министр Армении, и президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян заявляют, что были дезертиры, самовольно покинувшие боевые позиции, бежавшие с поля боя.
Дезертиры – это не какое-то редкое и неизученное природное явление. Они были, есть и будут на любой войне, в любой точке мира. Они были и в Великую Отечественную войну. Но и против них всегда находились меры – военный трибунал, суд по законам военного времени. Армяне – не небожители, а простые смертные. Понятное дело, среди нас тоже есть трусы и предатели. Но мы так ни разу и не услышали, чтобы кого-то предали суду. Хотя понятно, что далеко убежать они не могли: не власти, а пандемия наглухо закрыла все наши границы. Значит, все они еще в стране.
Ах, да, вспомнили: СНБ показала нам отца симулянта-резервиста, пытавшегося заполучить фальшивую справку о наличии у сына коронавируса, чтобы помочь тому "откосить" от мобилизации…
А, может, это – не народ трусливый, как нам пытаются вбить в голову, а руководство республики не справилось со своей задачей и провалило процесс всеобщей мобилизации?
10.11.2020. Что произошло в Ереване после заявления Пашиняна по Карабаху?>>
О ситуации непосредственно в зоне боевых действий
На протяжении целого ряда дней нас убеждали в том, что Армия обороны Карабаха справляется со своей задачей. Что азербайджанские диверсионные группы просто проникают в населенные пункты, вешают свои флаги и снимают ролики для успокоения своей внутренней аудитории. Так было с Талышем, Гадрутом, Джебраилом, Физули, Кубатлы, а под конец и с Шуши. И вдруг, практически в одночасье, выясняется, что ВС Азербайджана заняли всю равнину и приблизились к предгорьям.
Многие военные эксперты, а также ветераны первой Карабахской войны недоумевают: как азербайджанским подразделениям удалось так быстро и просто захватить районы "буферной зоны"? Почему в этих районах, составлявших так называемый "пояс безопасности" Карабаха, как отмечают эксперты, не было минных полей, бетонных заграждений, глубоких рвов (уж на это больших денег не надо)? Все эти вопросы адресованы не только нынешним, но и прежним властям.
Нам заявляли, что Азербайджан перебросил в Карабах чуть ли не пять армейских корпусов, против которых воюет немногочисленная Армия обороны плюс добровольцы. Спрашивается, что мешало Республике Армения – гаранту безопасности Нагорного Карабаха, открыть второй фронт и принять огонь и часть удара на себя? Боялись Турции? Так она уже вмешалась, отправив авиацию, спецназ и боевиков в зону конфликта. Осуждения международного сообщества? Да оно спокойно и молча взирало на массированные ракетно-артиллерийские обстрелы Степанакерта, Шуши, Мартуни, Мартакерта, Гадрута и других населенных пунктов.
Почему на протяжении всего периода боевых действий вы только лишь отвечали на ходы Азербайджана? Почему не последовало неожиданных ударов, инициативности со стороны армянских сил? Почему только под конец вы стали прислушиваться к опытным генералам, которые в свое время внесли огромный вклад в освобождение Карабаха?
Между тем, предпринимаются попытки свалить всю вину на народ. А ведь именно этот народ выиграл первую карабахскую войну, дал героев в апрельской и уже в этой, второй карабахской войне.
Ответы на эти вопросы не просто нужны, а крайне важны, чтобы понять, как так вышло, что Ереван согласился на целый ряд болезненных территориальных уступок.
Лидер "бархатной революции" и легитимно избранный премьер неоднократно и публично обещал, что не подпишет ни одного документа по Карабаху без ведома народа. Люди поверили и обманулись…
Заявление о прекращении огня было подписано втайне от народа и под покровом ночи. А ведь народ надеялся, что о единственном выходе и спасении ему сообщат, и он будет вправе сам решать свою дальнейшую судьбу.
Мы понимаем, что не Пашинян соглашался на базовые принципы урегулирования, и не он в течение десятилетий вел вокруг них переговоры. В этом нет его вины. Его вина в другом. Если бы премьер объяснился с народом, то с его доводами, возможно, согласились бы. И тогда не пришлось бы отдавать 7 районов (Джебраил, Зангелан, Кубатлы, Физули, Агдам, Кельбаджар и Лачин), а также город Шуши и Гадрутский район, вместо того, что предлагалось изначально на переговорах (передача территорий вокруг Карабаха "5+2"). Но Пашинян решил, что народ не согласится, без боя. И вот мы потеряли, по официальным данным, порядка 1400 человек, а также две значимые для карабахцев территории.
После того, как разъяренная толпа ворвалась и разгромила ваш кабинет, г-н премьер, вы посетовали на то, что они утащили с собой компьютер и парфюм.... Сообщив о своих "потерях", вы не ничтожность погромщиков продемонстрировали, а собственную суетность. Вы потеряли компьютер и парфюм, а армянский народ – земли. Около 20 тысяч карабахских армян лишились родины. К сожалению, г-н Пашинян, эта война в Карабахе не стала вашим "Сардарапатом".
И в заключение
Когда Япония приняла решение о капитуляции во Второй мировой войне, военный министр Анами застрелился, а главнокомандующий 1-й объединенной армией фельдмаршал Сугияма, бывший командующий Квантунской армией генерал Хондзе, командующие 10-м, 11-м и 12-м фронтами, другие генералы и министры сделали харакири. Тем самым они спасли себе честь, смыв позор за поражение…
Нет, нет, мы не призываем вас сделать харакири или застрелиться. Боже упаси! Самоубийство у христиан – смертный грех, к тому же вы не самурай и не офицер. Но мы призываем вас найти в себе мужество и прекратить прятаться от своего народа.