Давид Галстян, Sputnik Армения
Столица Нагорного Карабаха медленно выходит из статуса "осажденного города", но до возвращения к мирной жизни еще слишком далеко, и дело тут не только в бытовых проблемах.
Подозрительные лица
Большинство людей в Степанакерте – либо военные, либо в военной форме. Женщин (не считая волонтеров и журналистов) в городе очень мало, детей не видно вообще.
В первые дни после подписания трехстороннего заявления о прекращении огня в городе ходили разговоры о том, что на окраинах можно столкнуться с азербайджанцами. В гостинице (о ней речь пойдет ниже), где мы остановились, нам предложили ночью не отходить далеко от здания.
"А если решите выйти, то лучше в одиночку не ходите и громко говорите по-армянски", - посоветовал нам работник гостиницы.
Степанакертский репатриант из Сирии проведет в столице Карабаха акцию "возрождения жизни">>
Не случайно поздно вечером проезжающие мимо съемочной группы Sputnik Армения машины замедляли ход, сидящие внутри пытались рассмотреть незнакомых людей с камерами, фотографирующих город.
В последние дни войны и после заключения перемирия не обошлось и без случаев мародерства. У кого-то украли покрышки, где-то обчистили магазин… Сейчас ситуация меняется к лучшему.
В гостиницах нет мест
Для приезжающих сюда важно знать, что еще несколько дней назад в городе были открыты всего две гостиницы.
Одна из них предоставляет номера бесплатно, но желающих заселиться гораздо больше, чем комнат. В самой гостинице остались всего лишь 1-2 сотрудника, никакого обслуживания, отопления, но иногда можно подключиться к Wi-Fi.
Кому не досталось номеров, предлагают попытаться найти свободное кресло, стул в фойе или ресторане (давно потерявшем свой прежний вид).
Там разместились группы людей – журналисты, военные, добровольцы, еще какие-то люди. Все обсуждают политическую ситуацию (из номеров часто доносится нецензурная брань).
"Если найдете свободное место, оно ваше. Но мест нет, и вряд ли в ближайшее время будет", - извиняющимся тоном говорит работник гостиницы, вышедший к нам навстречу в фойе.
Эту фразу он повторяет всем прибывающим. Но в гостинице яблоку негде упасть, в коридорах журналисты сидят на полу, поймав, наконец, слабый сигнал Wi-Fi.
Во второй гостинице ситуация не лучше. Прибывающим предлагают поискать свободный номер.
Электричество там обеспечивается за счет генератора, да и то только под вечер. Отопления нет, интернет может появиться на час в день (если повезет). Неубранные, захламленные номера, забитые коридоры. Горячая вода для гостиниц и большинства домов в Степанакерте – роскошь.
За последние два дня открылась еще пара гостиниц, но и там условия не лучше.
Дефицит в магазинах
Распределение продовольствия (в том числе, получаемой отовсюду помощи) во время военных действий было основной обязанностью мэрии. Это же задача стоит перед городскими властями и сейчас. После прекращения огня в Степанакерте насчитывалось порядка 1500 человек, теперь их число растет.
В городе постепенно открываются магазины, но продуктов в них не хватает из-за перерыва в снабжении. В магазинах, уцелевших, несмотря на обстрелы, распродают в основном старый товар, - все, что еще не испортилось. Свежую продукцию в большинстве торговых точек все еще ждут, прилавки пока полупустые.
Наибольшим спросом пользуется хлеб. Небольшое число пекарен пока что не справляется с нуждами города, перед ними выстраиваются очереди.
В магазинах также ощущается дефицит сигарет, поставки начались, но этого недостаточно. Товар лежит на складах, куда шли крупные партии помощи из Армении и не только. К концу войны многие люди, задействованные в цепочке распределения, уехали, а товары так и остались на складах.
В город пока лучше приезжать со своим запасом продуктов.
Проблемы с газом и электричеством
Газоснабжение в Степанакерте пока не восстановлено, электричество есть не везде, хотя в последние дни значительная часть города вечерами стала освещаться. Для тех, кто во время войны видел город тонущим во тьме, это было весьма непривычно.
В мэрии карабахской столицы корреспонденту Sputnik Армения рассказали, что с наступлением холодов стали заниматься также обеспечением граждан теплыми вещами и печками-буржуйками. Власти работают над восстановлением газоснабжения, но конкретных сроков решения проблемы пока не называют.
В городе функционируют всего несколько бензоколонок. Бензин найти трудно, на газозаправочных станциях и в Степанакерте и, тем более, за пределами города образуются огромные очереди.
Российские миротворцы
Миротворцы прибыли в город, создали штаб, теперь осваиваются и устанавливают контакты с Армией обороны и властями Карабаха. Местные жители относятся к российским военным вполне доброжелательно.
В самом Степанакерте российских военных особо не заметишь. Но на выезде в сторону Шуши установлен КПП, вместе с российскими миротворцами там дежурят полицейские и армянские военные. К самому Шуши не проехать (на подъезде к зоне, находящейся под контролем азербайджанцев, установлен еще один КПП), но можно проехать на юг в сторону села Красный Базар. На КПП проверяют, в первую очередь, есть ли оружие и боеприпасы.
При посредничестве миротворческого контингента и Международного Комитета Красного Креста между сторонами конфликта начался обмен телами военнослужащих. Корреспонденты Sputnik Армения стали свидетелями одной из операций по обмену телами погибших военнослужащих.
В городе ходят слухи, будто местным жителям начнут выдавать российские паспорта. Кто-то связывает с этим надежду на мирную жизнь в будущем.
Возвращение жителей
Те немногие жители, которые остались в городе, отмечают, что остальным возвращаться в ближайшие месяц-два бессмысленно. Многие дома разрушены или частично повреждены, газоснабжение не восстановлено, в домах холодно.
Началась уборка в зданиях, поврежденных в результате обстрелов – видео из Степанакерта>>
Несмотря на обещание властей заселить всех возвращающихся в гостиницы и свободные дома, этого явно будет недостаточно.
И дело не только в возвращении жителей Степанакерта. Есть еще жители Гадрута, Шуши, Карвачара. Сильно пострадавший от войны город просто не в состоянии принять сразу столько граждан.
Накануне вечером по северной дороге длинные колонны машин направлялись в Степанакерт. С каждым днем в городе открывается все больше магазинов, становится больше автомобилей, людей.
Но для уехавших жителей еще слишком много непонятного и неизвестного, связанного, в первую очередь, не столько с бытовыми проблемами, сколько с будущим Карабаха.
А на этот счет ни у кого пока нет внятного ответа.