Когда Никол Пашинян 2,5 года назад на одном из многолюдных митингов под овации толпы сказал, что в Армении каждый гражданин — премьер-министр, таким образом в Армении три миллиона премьер-министров, мне это показалось вопиющим популизмом. Популизмом незамутненным, без всяких там примесей.
Однако время показало, что он был недалек от истины. Хотя есть и такие, которые считают себя лишь министрами обороны, иностранных дел, просвещения, культуры. И совсем маленькая часть видит себя министрами сельского хозяйства или транспорта. Это я сужу по виртуальной жизни наших сограждан в соцсети. Они на полном серьезе руководят страной, стреляют из "Искадеров", клеймят с трибуны ООН наших врагов, прокладывают железную дорогу из Армении в Иран. То есть дают советы действующей власти, как правильно рулить государством.
В таком случае и я как гражданин РА тоже имею право считать себя премьер-министром, одним из указанных трех миллионов, поскольку судьба Родины в это тяжелое время меня сильно тревожит.
На вопрос "кто виноват?" ответ у меня есть: правящий ныне блок "Мой шаг" во главе с Пашиняном.
Большая политика и дипломатия, уж извините, мне часто напоминают так называемую "воровскую сходку". За "базар" надо отвечать. А наш премьер, то ли по неопытности, то ли еще что, но "базар не фильтровал". Косяк за косяком. Так что ему теперь придется за всех "тянуть мазу"
А вот с извечным вопросом "что делать?" гораздо сложнее. Может ли человек с гуманитарным образованием и руководивший в жизни лишь редакционным коллективом максимум в 35 человек (это я про себя пишу если что, ни на кого не намекаю) хорошо руководить государством в столь сложное, судьбоносное время? Нет, конечно. Советники нужны опытные.
Посему первым делом обратился за советом к Вазгену Манукяну. Но первый премьер Третьей республики спешил, был краток и рассказал следующую историю: "Во время Великой Отечественной войны на два оборонных завода был спущен срочный заказ: за три дня нужно было изготовить по 30 тысяч условных болтов. Максимальные мощности оборонных заводов были стандартные три тысячи в день, поэтому первый завод хоть и работал все три дня круглосуточно, но выпустил лишь девять тысяч. На втором остановили станки, два дня все вместе мозговали, разработали новую методику и за один день изготовили требуемые тридцать тысяч. Надо было лишь перестроиться и решить проблему".
Но, как подчеркнул Манукян в нынешнем правительстве нет ни соответствующих компетентных специалистов, ни желания.
"У них лишь одно желание — сохранить власть", - считает один из отцов-основателей независимой Армении.
А вот Ваагн Хачатрян, уважаемый экономист, проработавший мэром Еревана, пожалуй, в самое трудное время с 1992 по 1996 год, не только оценил сложившуюся в стране ситуацию, но и дал мне, журналисту, считающему себя в душе премьер-министром, немало дельных советов.
"Вся логика нашей экономики должна измениться. Нужно срочно пересмотреть бюджет на будущий год. Определиться с первоочередностью. Понятно, что если планировали построить мост или водохранилище, то теперь деньги эти должны пойти на социальные программы. Тяжесть "социалки" на бюджет будет очень большой. Поэтому в этих условиях нужен четкий контроль и высокая эффективность их использования. Следует оперативно создать мощную базу, включающую пострадавших: кто где живет, кто в чем нуждается, кто что имеет и умеет, как распределить студентов и школьников, и еще очень, очень многое", - считает эксперт.
Надо также возродить экономическую жизнь в Степанакерте и оставшихся районах, давать преференции тем, кто создает рабочие места.
Речь идет не о развитии, а о выживании в Карабахе – российские эксперты о перемирии>>
К сожалению, мы это уже проходили 30 лет назад, отметил экс-мэр столицы, но тогда все это делалось стихийно, теперь же есть государственные институты. Для решения всех этих проблем нужна отдельная структура, которая будет все координировать. И она должна работать открыто и прозрачно. Люди должны знать, куда и на что идут деньги. Ведь такие организации, куда кроме государственных средств поступают пожертвования и гуманитарная помощь, — любимое место жуликов и воров.
Была у нас тогда такая организация - комитет "Арцах". Сначала все было честно и открыто. А под конец, мягко выражаясь, не очень.
Ваагн Хачатрян наговорил еще много интересного. Договорились, когда он победит "корону", встретиться и провести отдельную пресс-конференцию. У меня сейчас лишь один вопрос к действующему правительству: вы советуетесь с опытными управленцами, специалистами в других областях, прислушиваетесь к их рекомендациям, или вы все и так знаете?
Уже и не помню, кто из российских видных экономистов сказал о Черномырдине: "Виктор Степанович в конце-концов стал хорошим премьером, но это дорого обошлось стране".
Мы не Россия, у нас нет такого запаса прочности.
Назначаете 28-летнего парня министром — ваше право. Расценим это как выдвижение молодых кадров. Но тогда, чтобы юный министр не сломался, нужны опытные, прошедшие огонь и воду советники и заместители. Когда же в советники идет еще более юный отрок, то получается то, что получается.
Между тем, уверен, министерский кабинет — это не тренажерный зал для подающих надежды молодых людей. А от кадровой чехарды в последние месяцы в руководстве Службы национальной безопасности у меня и вовсе волосы на голове, выпавшие 30 лет назад, начинают шевелиться. Такое впечатление, что СНБ спутали с Детско-юношеской спортивной школой "Трудовые резервы".
Если же вам кажется, что вы "сами с усами", то глубоко ошибаетесь. Они у вас только-только пробиваются. Будете так и дальше продолжать, то и вовсе не успеют вырасти...