Еще 2 апреля 2016 года, спустя несколько часов после начала боевых действий в зоне конфликта, тогдашний президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран ОБСЕ заявил, что официальный Ереван может признать Карабах. Однако этого не произошло.
Уже в середине августа 2020 года, комментируя свое решение, Саргсян пояснил, что это могло помешать дипломатическим усилиям армянской стороны, добавив, что если бы бои в Карабахе продлились дольше, то Республика Армения признала бы его независимость. Более того, экс-президент выразил убежденность, что уж при полномасштабной войне Армения обязана признать Карабах.
На этот раз боевые действия в Карабахе продлились 44 дня. Ожесточенные бои велись вдоль всей линии соприкосновения. Армия обороны Карабаха сопротивлялась не только азербайджанским войскам, но также отрядам боевиков и спецподразделениям ВС Турции. Более полномасштабную войну для маленького Карабаха трудно себе представить. Но и на этот раз Республика Армения воздержалась от признания независимости Карабаха.
Чего опасалась Армения?
После победы в боевых действиях и подписания Бишкекского протокола о перемирии в 1994 году вопрос признания Карабаха ставился перед властями Армении неоднократно. На все упреки руководство Армении давало один и тот же ответ: признание со стороны РА на данный момент нецелесообразно, так как в случае подобного шага мировое сообщество объявит нас страной-оккупантом, это повлечет за собой санкции и негативно повлияет на переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ.
Пашинян заявил Макрону о принципиальной важности признания Карабаха>>
Думается, что и на этот раз власти Армении поостереглись признавать независимость Карабаха из-за неизбежных и негативных, на их взгляд, последствий.
Но не будем забывать, что за годы переговорного процесса были разработаны три основных компонента урегулирования – территориальная целостность, право наций на самоопределение и неприменение силы или угрозы применения силы. Напав на Карабах, Азербайджан как раз первым нарушил принцип "неприменения силы или угрозы применения силы". Баку пошел на этот шаг в 2016 году. Не колеблясь, он сделал это и в 2020 году. Более того, на этот раз к широкомасштабным военным действиям Баку привлек тысячи сирийских боевиков: этот факт признали все три страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ.
Грубые нарушения Азербайджана открывали Армении как гаранту безопасности Нагорного Карабаха возможность признать его независимость.
Что бы это дало?
Нередко звучат мнения о том, что признание Карабаха со стороны Армении ни к чему бы не привело в глобальном плане, ведь это не означало бы автоматического признания со стороны других государств.
Если говорить о нынешней "горячей фазе" конфликта, ясно одно: признание позволило бы Республике Армения открыто вступить в войну с Азербайджаном и в полную силу защищать Карабах от внешней агрессии. Это означало бы не только ввод войск в зону конфликта, но и открытие второго фронта на границе с Азербайджаном. А в случае нападения на саму Республику Армения, можно было уже смело запрашивать и ожидать военную поддержку от стран-союзников. В этом случае, вполне вероятно, нам удалось бы переломить ситуацию и сохранить территории.
Выступая перед добровольцами, которые готовились к отправке в Карабах, премьер-министр Никол Пашинян задался вопросом, есть ли у Армении союзники и друзья. И сам же ответил: да, есть, и союзники примут Армению как в случае ее победы, так и в случае поражения.
А если так, то почему Армения своими шагами не "подталкивает" союзников к более активным мерам поддержки? Почему Армения все время ждет первого шага от союзников, надеясь, что кто-то ее прикроет?
Затейливо игнорируя наказ Москвы по Карабаху: зачем Турция вводит войска в Азербайджан>>
Начиная с 94-го года, мы все время отвечаем на инициативы Азербайджана: это происходит и на поле боя, и на дипломатической арене. Не пора ли самим стать более напористыми, в том числе и на дипломатическом фронте?
Каков итог?
Не признав независимость Карабаха, Республика Армения "перестраховалась" и в целом просчиталась. Она продемонстрировала Азербайджану, что все ее угрозы оказались на деле пустыми. Она не сумела организовать защиту народа Карабаха на надлежащем уровне. Свидетельство тому – смешной процент мобилизованного населения республики (по оценкам бывшего главы военно-контрольной службы РА Мовсеса Акопяна, мобилизация в стране составила всего 52%). Она фактически утратила статус гаранта безопасности НК, о чем говорят и публичные заявления властей Карабаха, уже не уповающих на Ереван. Про утрату территорий и последствия трехстороннего заявления мы вообще промолчим. Тут слова излишни.
Перспективы определения статуса Карабаха
Стоит ли Армении сегодня признавать независимость Карабаха – уже большой вопрос. К тому же непонятно, в каких границах его признавать. И тут все взоры армян вновь обращаются на сопредседателей МГ ОБСЕ. Франция заверила, что будет добиваться справедливого решения карабахского конфликта с определением статуса Карабаха.
Более того, в Сенат Франции уже внесен проект резолюции по этому вопросу, которую планируется обсудить 25 ноября. Но даже если Сенат примет резолюцию, то она будет носить всего лишь рекомендательный характер. Признает ли Франция сейчас на высшем уровне независимость Карабаха? Сомневаемся.
Как поведут себя в этом вопросе США, тоже пока не ясно, тем более, что новая администрация сформируется лишь в январе будущего года.
Уже понятно, что вопрос со статусом Карабаха решится не скоро. А пока он не решен, конфликт нельзя считать урегулированным.
Армения должна использовать весь свой дипломатический потенциал и ресурсы Диаспоры для международного признания независимости Карабаха (на примере признания и осуждения Геноцида армян мы показали, что можем это сделать). И акции армян Диаспоры с девизом "Я признаю Арцах" должны стать началом мощного движения.
С четырех сторон "турки": как армяне пытаются вернуться к мирной жизни в Карабахе>>
Лишь после признания независимости Нагорного Карабаха армянский народ сможет поставить точку в конфликте. Пока же - только многоточие…