Все чаще в нашем обществе – не только рядовыми гражданами, но и политологами, которые стараются как-то "загладить" поражение в Карабахе, делаются попытки сравнить нынешнее положение Армении с ситуацией, царившей в послевоенной Германии или Японии. Основная мысль довольно проста: мол, посмотрите на эти страны, после полной капитуляции во Второй мировой войне им понадобилось совсем немного времени, чтобы восстановиться, совершить мощный экономический рывок и войти в список высокоразвитых передовых государств.
У Армении есть "план Маршалла"?..
Из этого следует нехитрое заключение: не страшно, что мы потеряли территории, не страшно, что Армения столкнулась с целым комплексом социально-экономических проблем, а Карабах – с гуманитарным кризисом, ведь все равно есть вера в "экономическое чудо", которое и превратит Армению в "супергосударство".
Подобные сравнения вызывают, мягко говоря, недоумение. Начнем с того, что аналогия с поверженной фашистской Германией просто неуместна, ведь армянский народ ни на кого не нападал, а всего лишь оборонялся.
К тому же напомним лишь один исторический факт. В деле послевоенного восстановления Западной Германии решающую роль сыграл "план Маршалла", предложенный Соединенными Штатами и ставший катализатором последующего экономического рывка ФРГ. Задумайтесь на минуту: одна из стран, победивших Германию в войне, протянула ей руку помощи, пусть даже преследуя свои далеко идущие цели и учитывая собственные интересы. По этому плану, который распространялся на 17 европейских стран, американцы вложили в немецкую экономику миллионы долларов.
США не только предоставили Европе деньги и оборудование, но еще и программу эффективного использования этих средств. В итоге экономика оздоровилась, промышленность была модернизирована, а уровень жизни европейцев повысился.
Никто не спорит с тем, что немалый вклад в развитие ФРГ внесли сами немцы, которые славятся работоспособностью, дисциплиной, любовью к порядку. Но если бы не столь своевременная и широкомасштабная помощь извне, то еще неизвестно, как бы дальше развивалась история этого государства.
Кстати, позже "план Маршалла" был распространен на Японию и некоторые страны Восточной Азии. Более того, еще с сентября 1945 года США предоставляли Японии помощь, ввозили продовольствие, удобрения и другие товары. В целом за 6 лет в Японию поступило товаров на 1,8 млрд долларов.
Что касается нынешней ситуации в Армении, то хочется спросить: кто-то всерьез полагает, что наш противник, будь то Азербайджан или Турция, после нанесения поражения вложит миллионы для восстановления армянского государства? Думаю, ни один здравомыслящий человек подобную перспективу не видит, как минимум, в обозримом будущем.
Мне могут возразить, что в Армению могут инвестировать другие страны. Допустим. Но почему же они не сделали этого до сих пор? Ведь была же такая возможность, начиная с 1991 года, когда Республика Армения провозгласила независимость. Однако нескончаемых потоков инвестиций откуда бы то ни было граждане Армении так и не увидели.
Думается, что не стоит рассчитывать на них и теперь, а сооружение воздушных замков не только бессмысленно, но и опасно, так как не позволяет увидеть реальный выход из нынешнего положения.
Карабахская Реконкиста
Если и проводить какие-то исторические параллели, то лучше обратить внимание на другой период европейской истории, известный под названием "Реконкиста" ("Отвоевание").
Как известно, "Реконкиста" представляла собой длительную и тяжелую борьбу христиан Пиренейского полуострова с мусульманскими завоевателями (арабами и берберами). Борьба велась с VIII по XV вв. с переменным успехом. Тогда Испании как единого государства еще не существовало, были лишь разрозненные королевства. Однако Католическая церковь сумела объединить вокруг себя христиан и стать главным идеологом освободительной борьбы.
А брак короля Арагона Фердинанда с Изабеллой Кастильской привел к объединению и созданию королевства Испании, включавшего в себя большую часть Пиренейского полуострова и взятые до этого Арагонским королевством Балеарские острова, Сардинию, Сицилию и южную часть Апеннинского полуострова. Именно Фердинанд и Изабелла завершили 700-летнюю борьбу христиан с мусульманским владычеством в Европе. Окончание этого освободительного движения ознаменовало собой начало могущества крупнейшего государства Европы той эпохи – католической Испании.
Если сравнивать с нашей историей, то, безусловно, есть различия. Во-первых, война за Карабах – это не религиозный конфликт, во-вторых – армянский народ уже сформировал свою государственность, пусть и на небольшой по площади территории.
Но национально-освободительная борьба армян с иноземными завоевателями, как и в случае с христианами Пиренейского полуострова, тоже ведется уже не первый век. В нашей истории есть как светлые страницы побед, так и черные страницы поражений. И надо сейчас всем понять, что с поражением в нынешнем сражении борьба не закончилась. Да, и противник не даст об этом забыть, постоянно говоря о своих, все новых, притязаниях. Так что карабахская Реконкиста продолжается.
Свой путь
Вновь возвращаясь к разговору о "немецком чуде", хочется посоветовать: прежде чем сравнивать Армению с ФРГ, не надо забывать, что Германия была Германией еще до Второй мировой войны.
Один лишь штрих: Германия производила Mercedes задолго до вступления в вооруженный конфликт с целым рядом государств. Армения в свои лучшие времена выпускала "проклятие автопрома" — автомобили ЕрАЗ, которые нередко глохли при выезде за ворота завода. Можем провести параллели по всем сферам жизнедеятельности двух стран, сравнение будет не в нашу пользу. Увы.
Что касается немецкого порядка и дисциплины, что также помогло этому народу вновь подняться, то это – не просто черта характера, а результат "прусской муштры", которая практиковалась на протяжении сотен лет. Что до армян, то о каком порядке и подчинении может идти речь, если у нас на высшем уровне объявляется, что каждый житель Армении – сам себе премьер-министр?
Все это говорится не для принижения армян, не злорадства ради, а для трезвой оценки ситуации.
Если говорить на языке аналогий, то нас спасет не новый "план Маршалла", а армянский Бисмарк, который, по примеру великого немецкого канцлера, создаст действительно сильную Армению, и тогда она сможет пойти по собственному пути.