Были, есть и будут рядом: почему московские врачи оставляют все ради Карабаха

Врачи из Москвы уже несколько лет организуют переподготовку коллег из Армении и Карабаха, посылают медикаменты. В последние 2 месяца все это активировалось. Многие известные врачи, оставив все, приехали в полевые госпитали, а сейчас будут помогать реабилитации раненых.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда все относительно неплохо, армяне начинают делиться на российских и американских, на "белых" и "черных" (раньше умудрялись делиться на "айастанцев" и "карабахцев"). Как только приходит беда, все думают, как и чем помочь. Как только беда проходит (или кажется, что проходит), тогда и беспокойство постепенно рассасывается. Но Татьяна Оганесян, врач-гастроэнтеролог из Москвы, решила: если быть рядом, то всегда.

Российские врачи за день оказали медпомощь около 40 жителям Карабаха

Во время последних военных действий ее фонд "ВИВА" ("Врачи и волонтеры - Армении") привез в Армению и Карабах десятки врачей-волонтеров, несколько самолетов с медикаментами и приборами. Единственный "недостаток" фонда – они не ищут возможностей о себе рассказать. Вместо этого Татьяна и ее коллеги сейчас думают, как помочь реабилитации военных. После тяжелых месяцев, теперь предстоит работа на долгие годы.

До апреля 2016 года для Татьяны Оганесян жизнь и работа были в Москве, а в Армении она просто проводила отпуск. Потом все изменилось.

"До этого я делала несколько сборов для детей из малоимущих семей, которым требовалось лечение вне Армении. Но в апреле буквально за первые дни военного конфликта мы с друзьями через Facebook собрали средства для покупки машины скорой помощи, заполнили ее материалами для экстренной хирургии и отправили в Арцах. Мы все доставляли сами, в мае-июне сами были в Арцахе. Тогда мы и поняли, что разовой помощи недостаточно, нужна систематическая, структурированная поддержка", - рассказывает Татьяна.

Выяснилось, что больницы в Карабахе нуждаются во многом — операционных столах, мониторах, медикаментах, а самое главное — в специалистах.

"Будет долгая борьба, и мы готовы": врач Шаген Даниелян из Москвы спасает жизни в Карабахе>>

Тогда Татьяна Оганесян и ее единомышленники, в 2017 году, зарегистрировали в Ереване фонд "ВИВА", который начал оснащать больницы в регионах. Причем в фонде работают и не врачи, которые помогают с организацией. В 2018-м с министром здравоохранения Арсеном Торосяном заключили соглашение о переподготовке в Москве врачей из Карабаха и регионов Армении, чтобы после переквалификации они минимум пять лет работали на том же месте. В некоторых регионах с многотысячным населением было по одному травматологу, урологу, неонатологу. Для них организовывали клиническую практику в больницах Москвы.

В Степанакерт прибыла группа российских военных врачей

Все это делалось без госпомощи, армянской или российской. Поездки проводили за счет сборов в соцсетях, а практику устраивали у знакомых московских врачей. Средства собирали и собирают адресно: в объявлении указывали, что именно нужно купить или какому врачу помочь. После этого все перечисления и расходы публикуются. Организационные расходы всегда несли члены совета (Андреасян Анаит, Григорьян Нарина, Мамиконян Ирина, Михайлов Виктор, Маркосян Ануш,  Овсепян Альберт, Погосбеков Давид, Тер-Акопян Арам) и  попечители Фонда (Баблоян Ваган, Лалаян Овнан, Мелкоян Георгий, Меликян Лилит).

Очередным этапом должна была стать программа по перинатальной диагностике для регионов. Намечалось переподготовить специалистов и закупить оборудование, а при необходимости - консультировать их из Москвы. Деньги на программу были уже собраны…

Когда началось

С первого дня войны "ВИВА" стала покупать все для помощи раненым. 29 числа первые машины с препаратами для остановки кровотечений, расходными материалами для хирургии и травматологии уехали в Карабах и Варденис. Самое главное – врачи понимали, что может экстренно понадобиться, и закупали сначала именно это. За первые несколько дней, частными пожертвованиями, было собрано несколько десятков миллионов рублей. Излишне указывать, что среди доноров были не только армяне.

Скоро в Карабах начали приезжать московские врачи-волонтеры. Они работали практически во всех арцахских больницах – в Гадруте, Мартуни, Мартакерте, в двух больницах Степанакерта, в ближайшем тылу -  в больницах Гориса, Вардениса, и в Ереване. От московских врачей – армян и неармян – поступило более 500 заявок на волонтёрскую работу.

"Реаниматологи, другие врачи были на вес золота. Даже при той жуткой нагрузке, что у них была в Москве из-за COVID, они находили время прилететь и помочь", - рассказывает Оганесян.

Кроме того, многие врачи прилетели сами. Например, уже с первых дней войны в Степанакерте  оперировал известный в Москве Торакальный хирург из института Склифосовского и коренной арцахец (родившийся в Степанакерте) Шаген Даниелян. В числе других, он спас жизнь военкору Юрию Котенку, раненому в храме Казанчецоц в Шуши. Всего через фонд приехало 26 врачей, причем узких специализаций и с большим опытом работы. Прилетели в Армению и волонтеры. Один из них, Арно Петросян, постоянно находился на складе медикаментов в Горисе, где помогал добровольцам.

Были, есть и будут рядом: почему московские врачи оставляют все ради Карабаха

Что могут обычные люди?

Могут намного больше, чем кажется. Способ очень трудный, но предельно простой: десятки армян заняты общим делом, и никто не спорит, кто из них главный. Яркий пример - один из волонтеров, известный в России уролог, доктор наук, приехав на место, сразу сказал: "Кто тут военно-полевой хирург? Что он скажет, то я и сделаю". Он прекрасный специалист в своем деле, но также прекрасно понимал, что фронтовая хирургия отличается от гражданской. Если он будет делать одну 5-часовую операцию, на других раненых не останется времени.

"Спас врач": Котенок о том, что было после обстрела ВС Азербайджана храма в Шуши

С первых дней фонд помогал не только больницам и госпиталям, но и оборудовал небольшие перевязочные у линии фронта, снабжал добровольцев аптечками, медикаментами, помогал беженцам. Для этого фонд развернул два больших штаба - в Москве и в Ереване. Были созданы рабочие группы в чатах: "Волонтеры-Москва", "Волонтеры-Ереван", врачебный чат, отдельные чаты хирургов и реаниматологов, чат закупщиков. За поставки на юге Армении отвечал руководитель одной из московских клиник Семен Сароян. До сих пор на нем "висят" крупные штрафы – за превышение скорости на дороге из Еревана в Степанакерт.

"Наши хирурги в Армении раньше всех подавали сигнал, что в больницах чего-либо не хватает. Достаточно было одному из них написать в общий чат: "остается мало шовного материала", и на следующий  день все уже снова заполнялось", - рассказывает Татьяна.

Применялось запрещенное оружие, это ужасно: французские врачи о раненных в Карабахе>>

В то же время в Москве 230 волонтеров подвозили лекарства из аптек на склады, где волонтеры-медики сортировали их. "ВИВА" составляла подробные списки того, что нужно закупить, чтобы не распылять ресурсы. Поэтому согласовывать поставки решили и с другими организациями Диаспоры.

"Франция, США, Уругвай, Бенилюкс - пусть все видят, что уже сделала "ВИВА", и восполняют то, чего не хватает, чтобы мы не покупали, условно говоря, по 383 штуки одного и того же", - пояснила Оганесян.

При этой сумасшедшей нагрузке, организации хватило и на то, чтобы помогать Армении бороться с COVID. Еще с весны московские врачи начали везти в Армению большое число аппаратов ИВЛ и концентраторов кислорода, приезжали несколько групп реаниматологов. Не говоря уже о том, что в полевых госпиталях многие хирурги оперировали, на ногах переболев коронавирусом, просто сбивая температуру.

"Все-таки я верю, что добро должно быть сильней, оно, конечно, на определенном этапе выглядит слабым, но когда-нибудь побеждает", - говорит Татьяна Оганесян.

Среди армянских ребят-волонтеров, которые сутками работали на сортировке лекарств в Москве, сформировались уже четыре семьи.

Что будет дальше

Дальше фонд будет собирать на реабилитацию раненых. Из Москвы попытаются привезти новую группу врачей. Мобильные бригады врачей в Ереване будут ездить в гостиницы, где разместились беженцы, измерять сахар и давление, консультировать. Все это будет осуществляться не только в столице, но и в других регионах.

"И в Арцахе тоже будут, конечно. Как мы бросим Арцах?" - говорит Оганесян.

Татьяна и ее друзья продолжают вдобавок к рабочим нагрузкам в Москве, работать здесь — без всякой выгоды для себя.