Авиадиспетчер гюмрийского "Ширака" помнит этот день почти по минутам: 7 декабря 1988г.

День, когда случилось землетрясение, диспетчер воздушных путей Аида Давтян считает самым ужасным в своей трудовой биографии.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Арменуи Мхоян, Sputnik Армения

Много лет назад, закончив школу, и,  поступив на работу в гидрометеорологическую службу аэропорта "Ширак" в Гюмри, Аида Давтян даже представить не могла, что эта работа станет для нее образом жизни.

 И успехи, и проблемы – за 45 лет случалось многое, но самым ужасным в ее трудовой биографии был день 7 декабря 1988 года.

После 8 лет работы на метеорологической станции, Аида оканчивает Ленинградский гидрометеорологический университет, потом – курсы авиадиспетчеров в Ереване, и в 1983 году возвращается в родной аэропорт. Она рассказывает, что уже успела полюбить и освоить свою профессию, когда произошла ужасная катастрофа.

Авиадиспетчер гюмрийского "Ширака" помнит этот день почти по минутам: 7 декабря 1988г.

"Стены аэропорта сильно дрожали, казалось – вот-вот здание рухнет. Со стороны города доносился грохот. Нам показалось, что война началась, и мы слышим разрывы снарядов. Начался переполох, но скоро тряска стихла. Здание выстояло, и, к счастью, жертв среди сотрудников аэропорта не было", - рассказывает Аида Давтян.

Узнав о землетрясении, она сразу же отправилась домой. Удостоверилась, что с родными все в порядке, и поспешила обратно на работу.

По воспоминаниям Аиды, электричества не было, но это не  помешало организовать перевозку первых раненых. К 15:00 появились первые вертолеты. Аэропорт стал одним из важнейших центров оказания помощи пострадавшим. Периодически привозили новых раненых

"Еще раз приносим соболезнования": Лавров вспомнил о Спитакском землетрясении

 "Все пострадавшие были полуодетые, ведь все произошло рано утром. Мы раздобыли одеяла, у кого-то из пассажиров нашли коньяк, и, с разрешения врача, дали людям выпить немного, чтобы притупилась боль, чтобы согрелись", - рассказывает Аида.

Она также взяла на себя процесс записи личных данных, ведь многие были без сопровождающих, и найти потом информацию о пострадавших  без этих данных было бы невозможно.

Масштаб Спитакского землетрясения в цифрах>>

На территории аэропорта поспешно сформировался небольшой госпиталь, где раненые оставались в ожидании транспортировки в больницы Еревана и Тбилиси.

Позже прибывшие из Еревана бригады специалистов восстановили электричество, и службы аэропорта перешли в нормальный режим работы, но нагрузка была необычайно тяжелой: огромное количество самолетов с гуманитарной помощью приземлялись в ереванском «Звартноце» и ленинаканском «Шираке».

"Мы – авиадиспетчеры, контролирующие взлеты и посадки, трудились сутками, забыв об отдыхе и о времени, на максимуме сил и возможностей, обслуживая 240 полетов в день. Все мы осознавали важность своей работы. Несколько месяцев, практически до марта, аэропорт принимал грузовые самолеты из разных стран мира, прилетали спасатели и строители, нагрузка была такая, что мы практически не бывали дома".  

Сегодня Аида Давтян уже на пенсии. Говорит, если бы пришлось выбирать снова, она опять выбрала бы свою профессию.

Авиадиспетчер гюмрийского "Ширака" помнит этот день почти по минутам: 7 декабря 1988г.

7 декабря 2019 армянская община Краснодарского края наградила Аиду Давтян медалью.