Арменуи Мхоян, Sputnik Армения
День, который должен был стать для Анны Унупоглян самым радостным в году, в одночасье превратился в самый трагический. 7 декабря 1988 года погибли ее мать и дяди. Долгие годы день рождения она отмечала с десятидневным опозданием, чтобы избежать тягостных ассоциаций в свой праздник.
"Все люди Армении — мои друзья": казахстанский спасатель до сих пор не может забыть Гюмри>>
Сейчас, по прошествии лет, ей стало нравиться, что друзья вспоминают и поздравляют ее именно 7 декабря.
Анна стала очевидицей разрушительного землетрясения, когда ей было всего 9 лет. Спустя 32 года детские воспоминания все еще ее преследуют.
9-летие Анны должны были отпраздновать по окончании рабочего дня. Мама собиралась вернуться с работы пораньше, чтобы все подготовить к празднику. Сама девочка спешила в школу с приятным волнением.
А потом начался хаос и кошмар, от воспоминаний избавиться не удастся уже никогда. Школа, в которой учились Анна со старшей сестрой Гоар, выстояла. Отец забрал их прямо со двора.
"Появление отца нас успокоило, у нас с ним очень сильная связь. Он привел нас домой и пошел искать маму и других родственников", — рассказывает Анна.
С девочками отец произошедшее не обсуждал, чтобы защитить их от потрясений, но утаить правду было невозможно: во дворе все шептались, и в конечном итоге рассказы пережившей землетрясение 1926 года бабушки сделали свое дело.
"Старшие тогда не говорили с нами о том, что произошло. Но видя повсеместные рыдания, мы все поняли сами и лишних вопросов не задавали. Мы все еще ждали возвращения мамы, знали, что папа пошел за ней. Она работала в школе №10, которая была разрушена до основания. Но на тот момент ни одна из нас – трех сестер, об этом не знала", — рассказывает женщина.
На следующий день бабушка отправила девочек в Ереван вместе с родственницей, которая приехала их повидать. Анне казалось, что через несколько дней они вернутся домой, и все будет как прежде, а мама встретит их дома.
Тело женщины извлекли из-под руин школы, когда девочки уже были в Ереване. Отец никогда не говорил с дочерями о смерти жены. Сестры все поняли лишь вернувшись примерно через месяц в Гюмри. Мама на пороге их не встретила…
К годовщине землетрясения в Спитаке: о некоторых мифах и гипотезах вокруг трагедии>>
"Помню, когда после долгого отсутствия вернулись домой, наш дом был заставлен кроватями. Оказалось, все родственники, семьи дядь и теть переехали к нам, у нас дома было надежно и безопасно. Там были все, кроме мамы. Отец решил не вешать фотографии мамы и погибших дядь на стену".
Мужчина, пытаясь защитить детей от реальности, запретил им ходить на кладбище до совершеннолетия. Только окончив школу они впервые посетили могилу матери.
В день рождения Анны тост в ее честь звучал только после тоста за упокой души мамы - когда возвращались с кладбища.
"После тоста за упокой отец поднимал бокал и говорил - "сегодня день рождения моей Анны", и все поздравляли меня. С 9 лет я совсем не любила этот день", — говорит Анна.
Отец хотел изменить дату в свидетельстве о рождении дочери, чтобы помочь справиться с психологическими травмами, но сотрудник паспортного отделения убедил этого не делать. Хотя в документах так и значится — 7 декабря, долгие годы все, кроме отца, поздравляли Анну 17 декабря.
В последние годы близкие друзья поздравляют Анну седьмого числа.
"Сейчас я очень рада и благодарна, когда меня поздравляют в мой настоящий день рождения. Мне приятно, когда мои близкие в этот день рядом и пытаются развеселить", — признается Анна.
Спитакское землетрясение: куда тянется черная полоса в 30 с лишним лет>>
Лишь через много лет Анна нашла в себе силы праздновать свой день рождения 7 декабря, и лишь через много лет у них на стене появился портрет матери. Сначала Анна втайне от отца решила повесить ее фотографию у себя в спальне, а потом уже — в гостиной. Отец не возражал.
В результате стихийного бедствия 1988 года в Армении погибли свыше 25 тысяч человек, стране был нанесен настолько сильный ущерб, что оправиться она не может до сих пор.