Арам Гарегинян, Sputnik Армения
- Понимаем, что торопитесь. Но пока не попробуете, не уйдете. У нас так - говорят нам женщины. Чуть больше месяца они производят, вернее, не "производят", а создают арцахские варенья и соленья по хорошо знакомым рецептам. Одна из них – из Гадрута, другая – из Аскеранского района, третья – из Степанакерта. Всего их десять.
Мы пытаемся отшутиться в духе: "варенье чудесное, пусть и жизнь такой же будет", но вовремя понимаем, как затерто и безлико это прозвучит.
Одна из этих женщин – та, что из Гадрута - каждый день едет на работу из пригородного села в один из южных районов Еревана. Оттуда ее забирает машина и везет на работу – через весь Ереван, в другое пригородное село, но уже к северу от города. Так же ездят муж и сын, которые зарабатывают чем могут. Одно лишь жилье обходится семье в 60 тысяч драмов (примерно 120 долларов), несмотря на то, что дом находится за чертой города.
"Вы не смотрите так внимательно, это не для музея. Это пробуют", - говорит она.
Этих мастериц собрала вместе Нелли Погосян из Еревана. В поселке Дзорахпюр, недалеко от города, она создала небольшое, практически домашнее производство (на большой дачной кухне). Все оказались чудесными домохозяйками (других в Арцахе не бывает), а одна, вдобавок, еще и технологом - работала на одной из консервных фабрик Степанакерта. Поэтому производство она поставила так, что когда образцы продукции сдали в лабораторию на "слепой" анализ, лаборанты не выдержали и сказали Нелли Погосян: "Не может быть, что это делали дома. Даже образцы с заводов у нас не всегда бывают такие чистые".
Излишне говорить, что и маски с перчатками – на месте, и каждая банка простерилизована, и даже тыква для варенья, в огромном эмалированном тазу, нарезана одинаковыми по размеру кусочками (как это можно сделать вручную – загадка для мужчины).
"Так вы и не гадайте. Вы ешьте", - смеется Нелли.
Вернуться или остаться? Переехавшие в Ширакскую область арцахцы – в растерянности>>
Вместе с мужем они создали для производства надежный тыл: ни свет ни заря едут на ереванские оптовые рынки, чтобы закупить фрукты и овощи, а потом подвозят работниц. Кроме того, договариваются с поставщиками стеклотары и этикеток.
"Этикетки клею я… Совсем не скучно, кстати. Наоборот, лучше всякой игры на телефоне", - заверяет она.
Производство уже получило лабораторную оценку качества, поэтому теперь варенья и соленья выпускаются в унифицированных банках с этикетками, а предприятие оформилось официально. Назвали его "Вкус Арцаха".
Но в самом хорошем смысле производство здесь – все-таки домашнее, поэтому все готовится по сезону. Сейчас, например, делают тыквенное варенье. С осеннего урожая остался чернослив – закупили и его, смешивают с яблоком. Из солений – маринад из свекольной ботвы.
"Сейчас наш технолог уехала в Степанакерт, чтобы посмотреть, в каком состоянии теперь завод, где она работала. Его сильно обстреляли, но может, теперь удастся отстроить. Она надеется, конечно", - говорят женщины.
А с приходом весны можно будет попробовать арцахские маринады из трав: купены (в Ереване ее знают как синдрик, а в Арцахе называют крмзюк), хнждлоса (на литературном армянском – "астхашушан", то есть "звездная лилия", а по-русски -птицемлечник) и многое другое.
А пока что Нелли Погосян приготовила подарочные коробки, в которые укладывают наборы всей этой "вкуснотени". К делу подошли с толком: надписали на арцахском диалекте. Слова выбрали такие: "Поможем друг другу для завтрашнего дня". Как это говорят арцахцы, на кириллице не передать. Попытайтесь прочитать сами.