"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

Для многих война закончилась 10 ноября, но для военных врачей она еще продолжается. Сейчас они борются, воюют за каждого раненого солдата. Они побеждают, но бывают и поражения.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда-то отец Саака Геворкяна получил травму, его быстро доставили в медцентр города Талин на севере Армении. Медсестра хотела было выпроводить сына мужчины из операционной, но врач остановил ее со словами: "Этот парень станет врачом, пусть остается". 

"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

Слова имеют силу, как известно, и именно в тот день юноша впервые задумался о том, чтобы стать врачом.

Несколько лет спустя Саак Геворкян поступил на военно-медицинский факультет Ереванского государственного медицинского университета им. Мхитара Гераци. Признается, что может он и не силен в зарубежной литературе, но еще со школьной скамьи увлекался историей Армении. Он понял, что нашей стране нужны военные врачи.

Попал к диверсантам: как военврач Саша Рустамян спас товарищей даже своей гибелью

В студенческие годы по случайности выбрал специальность анестезиолога-реаниматолога. Во время четырехдневной войны 2016 года доктор Геворкян был в Карабахе, в составе группы санавиации, которая эвакуировала тяжелораненых.

"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

Утро 27 сентября 2020 года, когда началась новая широкомасштабная война, он не забудет никогда. И хотя из армии он уволился  всего несколько недель назад, однако отреагировал сразу – военные врачи бывшими не бывают. В одном уголке дома хранился рюкзак для экстренных случаев – спальный мешок, военная форма и другие предметы первой необходимости. Взял рюкзак и поспешил отправиться на фронт добровольцем.

"Оказалось, что дороги небезопасны, нельзя просто так взять и поехать, можно было вообще не добраться. А если бы я поехал и не добрался, еще и сам нуждался бы в помощи, тогда смысл вообще что-либо предпринимать? Поэтому терпеливо ждал", - рассказывает врач.

"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

Впрочем, не просто ждал отправки на передовую. Вместе с сотнями других медработников Саак Геворкян начал свою войну в столице, куда были доставлены многочисленные тяжелораненые военные.

В Арцах поехал в середине октября. "Когда отправлялся, не думал, что не вернусь… Даже когда прощался с дочками, обещал։ "Папа вернется". А мои девочки знают, что я всегда держу слово",-рассказывает врач.

Признается – были все шансы не вернуться. Никакого сравнения с Апрельской войной. Тогда в основном шли бои на передовых позициях, а сейчас враг поражал цели даже в глубоком тылу.

"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

"Наш враг переступил все моральные нормы. Они обстреливали машины Скорой помощи, вели ракетный обстрел по больницам, наносили удары по роддому. Я сам эвакуировал раненого из села Кармир Шука (Красный Базар), а над головой кружился БПЛА. Понимаешь, что всякое может произойти, но другого варианта не было. С Божьей помощью каждый раз добирались до места назначения", - рассказывает  врач.

Операции проводились в подвале Республиканской больницы Степанакерта. Бывали случаи, когда руки опускались, но раненый солдат не должен этого видеть, ведь он верит, что раз уж доехал до доктора, значит, будет жить.

"Конечно, тяжко, сложно, врач ведь тоже человек, эмоции часто давят, ком в горле. Ребятам по 18-19 лет, совсем дети… Глаза некоторых парней помню до сих пор… Не смогли спасти, не удалось… А он до последнего спрашивал: "Доктор, ведь жить буду?", - говорит врач. Но голос его дрожит, губы сжимаются…

По словам Геворкяна, благодаря вере и непрекращающейся борьбе иногда они становились очевидцами настоящих чудес. Когда все прогнозы говорят, что надежды нет, но врач не сдается, тогда и случается чудо...

"Ведь жить буду?" Почему армянский военврач уверен в победе армянских солдат

"Сегодня много таких ребят, лечатся в реабилитационных центрах. У многих останется инвалидность, но ведь главное - наши мальчики-герои живы", - с улыбкой говорит врач.

Он уверен: спасение возможно становилось только с Божьей помощью. "В нашей работе всегда чувствуешь Его десницу… За эти годы бывало много случаев, но особенно запомнился один. На "Скорой" привезли пациента, я еще был ординатором. По всем медицинским параметрам больной был мертв. Я собрался было уже уйти, как вдруг меня точно кто-то за руку схватил и повернул обратно. Я действительно почувствовал эту руку. Вернулся, всей командой продолжили работать, восстановили работу сердца, утром он уже пришел в сознание", - рассказывает врач. 

Герои наших дней: как врачи оперировали раненых под обстрелами в Карабахе

Он полушутя отмечает, что хотя и этот рассказ выглядит как мистика, но даже сейчас, спустя столько лет, он все еще чувствует прикосновение той руки.

"Белая армия ни разу и нигде не отступала… Я вообще не считаю, что наша армия деморализована или потерпела поражение, как утверждают некоторые. Раненый солдат говорил: доктор, заканчивай скорее, пойду к товарищам. Когда я возражал, мол, ты сейчас не можешь им помочь, он отвечал: нет, доктор, ошибаешься, если даже не смогу вступить в бой, буду сидеть, подавать патроны. Между тем я знал, что он не вернется на фронт, знал, что после анестезии отправим его в Ереван. Но ему об этом не говорил, солдат засыпал с уверенностью, что вернется на передовую, к друзьям", - отмечает Геворкян.

Он подчеркивает, что отнюдь не единичная история, таких случаев было очень много.

В Арцахе он провел около двух недель. Многое запомнил в целом, а не в частностях. Был перебор эмоций, нагрузок, бесконечной работы, смен, которые начинались и не заканчивались. В памяти остался только один "яркий" день, который был непривычно "радостным" - привозили легко раненых. Впрочем, все дни смешались в один бесконечный, и точной даты этого эпизода войны врач назвать не смог.

"Не переживай, сынок. Главное - ты жив": история армянского солдата с известной фотографии

Для многих, добавил врач, война закончилась 10 ноября, но для медиков она все еще продолжается.  Раненых много, сейчас идет борьба за спасение каждого раненого, а после этого будет упорная борьба за восстановление их здоровья, за качество подаренной им второй жизни.

"Сложно сейчас, тяжко, но мы должны встать на ноги, нельзя терять духа, нельзя сдаваться…" - уверен доктор. 

P.S. С врачом Сааком Геворгяном я познакомилась несколько месяцев назад. Моя сестра была на грани жизни и смерти… Я тогда не смогла сдержать рыданий, так как прогнозы были неутешительные, а доктор Саак строго сказал: "Нельзя плакать, надо верить в Бога. Это война, мы должны бороться, и мы должны победить…". И каждый раз, когда у меня опускаются руки, вспоминаю эту фразу...