Синдром "местечковости", или Раскол приведет армян к самоуничтожению

Разделение армян на "айастанцев", "карабахцев", "сюникцев", "ахпаров" (армян из Диаспоры), которым нередко увлекаются в нашем обществе, становится особенно опасным, когда страна сталкивается с серьезной внешней угрозой.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Еще во время боевых действий в Карабахе, несмотря на призывы властей к консолидации, и особенно после поражения в нашем обществе началась травля карабахских армян, что наиболее ярко проявилось в соцсетях. Дело дошло до того, что омбудсмены Армении и Карабаха – Арман Татоян и Артак Бегларян, обратились к гражданам с призывами прекратить сеять ненависть и не лить воду на мельницу врага.

Карабахская Реконкиста, или Стоит ли Армении ждать "немецкого чуда"

Конечно, можно было бы не обращать внимания на все эти разговоры, списать все на стресс и противоречивые чувства, которые испытывают люди после фиаско в Карабахе, если бы эти дискуссии не таили в себе реальной угрозы и для самого народа, и для нашей государственности.

Внутренняя раздробленность не раз подводила нас во времена существования отдельных княжеств, когда враг побеждал за счет междоусобной борьбы армян. Этот же раскол подвел в итоге и христиан средневековой Европы, которые фактически пригласили турок к себе и позволили им поработить себя.

Опасные тезисы

Во всех этих, казалось бы, бытовых разговорах о "карабахцах" и "айастанцах", на самом деле, звучат очень опасные "утверждения", подрывающие единство нации.

Одно из них звучит так: "Пусть карабахцы сами защищают свой Карабах".

Если следовать этой логике, то "Сюник должны защищать сюникцы", "Тавуш – тавушцы" и т.д. Боюсь, при таком подходе Ереван вообще защищать будет некому, поскольку коренных столичных жителей здесь осталось не так уж и много, большинство тут "сами не местные".

"Я признаю Арцах", или Упущенная возможность Армении

С этим тесно переплетен другой тезис: "А почему это наши ребята (имеется в виду – из Республики Армения) должны воевать в Карабахе?".

Позвольте узнать: а для вас Карабах – не такая же армянская земля, как Араратская или Сюникская область? Какая разница – служит солдат в Гегаркунике или Карабахе?

И потом: кто сказал, что, воюя в Карабахе, эти ребята из того же Армавира, Тавуша или Гегаркуника защищают только карабахцев и Карабах, а не свои собственные семьи и дома? Теперь, когда мы потеряли и "пояс безопасности", и часть бывшей НКАО, а рубежи приблизились вплотную к Республике Армения, спится ли вам крепче? Не думаем. Иначе жители приграничных сел не отправляли бы своих детей глубже в тыл, как это сейчас делают многие сюникцы. Или вы полагали, что карабахским армянам все эти 30 лет легко было жить под ежедневной угрозой нападения, охраняя одним только своим присутствием на этой земле ваш покой и сон?

Третий опасный тезис: "Главное, что не стреляют. Наконец-то избавились от этой проблемы. Не знали и не хотим знать, где находится Карабах".

Конечно, хорошо, когда не стреляют. Кто ж с этим спорит? Но если вы считаете, что, сдав буферную зону и часть Нагорного Карабаха, вы себя и своих детей обезопасили, то придется вас разочаровать: вы глубоко заблуждаетесь. Ситуация в Сюнике свидетельствует о том, что угроза не миновала, а с поражением в Карабахе, наоборот, лишь усилилась.

Как скажет народ?! Почему Пашинян не поступил даже как футбольный тренер>>

Могут возразить, мол, подобные разговоры ведут лишь темные, неграмотные люди. Не соглашусь. Лично я слышу эти разговоры из года в год, причем от представителей самых разных слоев общества: начиная от таксистов и рыночных торговок и заканчивая специалистами с дипломами о высшем образовании и даже учеными степенями.

Еще раз о национальной идентичности

Другая традиционная "мишень" для критики – это представители Диаспоры. Им вменяется в "вину", как минимум, два обстоятельства: многие из них вообще не говорят по-армянски, а ведь "язык определяет мышление" (эту философскую мысль вы услышите из уст каждого второго доморощенного интеллектуала-псевдопатриота, считающего себя вправе делить армян на "зтарюн" ("чистокровных") и "шуртвац" ("ассимилированных").

Политический расчет Пашиняна. Кто нужен Армении?

Но кто сказал, что все армяноязычные – настоящие патриоты, правильно думающие и готовые отдать жизнь за родину? У каждого из нас есть знакомые, прекрасно говорящие на армянском, но при первых же трудностях готовые покинуть родную страну.

Главная ошибка Пашиняна, или Что стало причиной поражения в Карабахе

Между тем, как только дело доходит до оказания помощи и от зарубежных армян поступают немалые суммы в рублях, долларах и евро, никто не задается вопросом, а сколько из них в совершенстве владеет родным языком. Допустим, кто-то вообще вспоминает, хорошо великий Азнавур говорил по-армянски или не очень? Кто-то дотошно сейчас интересуется, та же Ким Кардашьян (кстати, армянка – только по отцу, да еще гражданка США), которая перечислила миллион долларов в фонд "Айастан", знает в совершенстве армянский или нет? Сомневаемся. Или у нас в почете только богатые и знаменитые соотечественники?

Вторая "вина" – они живут вдалеке от исторической родины, нередко в лучших условиях, чем граждане самой Армении, а потому не имеют здесь права голоса. Мол, пусть сначала приедут сюда, поживут в лишениях, как мы, а потом уже о праве своем и заявляют.

Между тем, не секрет, что количество армян, проживающих за пределами Армении, в разы больше численности населения нашей небольшой по площади страны. И многие из этих людей, несмотря на внешнее влияние, продолжают считать себя армянами и хотят помочь исторической родине. Об этом свидетельствуют не только деньги, перечисляемые из-за рубежа в наши фонды, но также масштабная лоббистская работа и продвижение интересов Армении за рубежом, что делается опять же за счет средств наших соотечественников из Диаспоры.

"Пусть кричат "уродина", а она нам нравится"

Вспомнились строчки из известной песни: "Едем мы на родину, пусть кричат "уродина", а она нам нравится, хоть и не красавица". Именно армяне Диаспоры, в отличие от нас, живущих тут и видящих все недостатки государства невооруженным глазом, нередко создают себе идеальный образ Армении, вселяющий в них оптимизм, вдохновляющий на новые идеи. В Диаспоре рождаются такие герои, как Монте Мелконян, способные бросить благополучную жизнь где-то на Западе и, без преувеличения, пожертвовать собой ради Родины, которую они прежде знали лишь по рассказам да по книгам.

Карабахская буря: почему Армении не надо вставать в очередь вместе с Грузией

Своим надменным отношением мы отталкиваем этих людей только лишь за то, что они волею судеб родились в более благополучной среде за пределами родины или же плохо знают армянский язык.

Впереди у нас огромная работа – восстановление Карабаха, признание его статуса, а также не только сохранение, но и усиление Республики Армения. Для решения этих задач потребуется весомая поддержка Диаспоры.

Сетевая модель глобальной нации

Эта статья не о "хороших карабахцах" и "плохих айастанцах" или наоборот. Скорее, это "крик души", попытка показать, что разделение армян по месту рождения, по месту жительства и по диалекту – путь, ведущий к самоуничтожению.

Еще недавно на одной из встреч президент Армении Армен Саркисян заявил, что "наша миссия – создать сетевую модель глобальной нации на основе сильной государственности". По его мнению, такой вид синергии Диаспоры и Армении может многое предложить миру.

Не можем не согласиться с этой идеей. Но мы ее не воплотим в жизнь до тех пор, пока не откажемся от "местечковости", узколобости, от навешивания ярлыков на своих же собратьев. Да, все мы разные, но опыт общения с другими народами делает нас только богаче, а кругозор – шире, и не надо этого бояться.

О дудуке на планете узнали после того как этот прекрасный инструмент зазвучал не только в самой Армении, но и на мировой сцене. Да и сама абрикосовая дудочка в сочетании с другими инструментами зазвучала по-новому, для многих – интереснее и насыщеннее.