"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

В этом мире есть много людей, кто полон любви и сострадания по отношению к Армении и Арцаху. Их Слово, обращенное к нам сегодня, становится целительным, обретая для каждого армянина особую важность.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сегодня Армения и Арцах переживают сложные времена. Метафизическое время подавило его физическую линейность, и прошлое, настоящее и будущее армян сошлись  в одной болевой точке - "здесь и сейчас". Удушье от непреходящей боли усиливается от мысли, что ты с ней один на один.

Но так ли это?! Много людей, не являющихся этническими армянами, переживают "судьбу армянскую" не менее, а иногда даже более остро, чем некоторые соотечественники. Имена иных "своих" на наших глазах превращаются в нарицательные, пополняя лексическую кладовую новыми синонимами к слову "иуда". 

В это непростое для всех нас время, Слово, обращенное к Армении от ее не армянских друзей, приобретает особую важность. Оно значимо не только потому, что это Слово соучастия и сострадания, а потому, что дает нам возможность приподняться над реальностью, увидеть себя со стороны, и, возможно, несколько иначе интерпретировать драматургию происходящего.

"Армения, попав в адский переплет, сама как торф чистит мутную воду - где бы то ни было. В России, во Франции, в Сербии, в Израиле...

Для самой Армении процесс этот крайне болезненный, идет с гноем и кровью. Однако, если бы мы все оказались без Армении (ну, умозрительно представьте), все здоровые процессы, которые сейчас запущены, шли бы с большими потрясениями, войнами и человеческими жертвами.

"Армения - зеркало мира", - написала российский журналист и публицист Валерия Олюнина в одном из своих постов в Facebook.

"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

Большую часть своих записей в социальной сети она посвящает Армении и Арцаху. За последнее десятилетие Валерия несколько раз была в нашем регионе, приезжала с лекциями, выпустила несколько книг и научных публикаций по истории Армении. Так, большое место в ее научно-публицистических работах отведено геноциду 1915 г., а также - вкладу армян в культуру и науку России.

Нет ни одного эпизода в нашем армянском "ежедневнике", который остался бы без внимания и острого комментария Валерии.

"Мы в эти годы столько писали о продажности ЮНЕСКО - и вот она уже выставлена за дверь Арцаха властями Азербайджана. Госпожа Бокова, ваши плоды. Это просто счастливая случайность, что Одри Азулай имеет гражданство той страны, которая находится в спорах с Турцией по шельфу. Возглавил бы эту организацию русский, серб, грек - все бы снова вышло боком", - комментирует Валерия несмелые попытки ЮНЕСКО добиться осуществления своей миссии по защите культурного наследия в Карабахе.

Порой мы сами не осознаем, что наша система выживания стала для других феноменом. (Мы до сих пор не понимаем, почему мы выживаем. Может быть потому, что этому миру необходимы рецепты выживания, и Армения — неисчерпаемый источник такого опыта).

"Армения, терпи, твоя боль нужна миру. Мир сам не готов сейчас чувствовать то, что чувствуешь ты снова и снова, зато все воспользуются твоими болевыми сигналами, и движение уже началось. В дни, когда шла война - в контакте открылась группа Сербия на русском языке. Греки поддержали Армению на многих уровнях. В России появилось набирающее мощь патриотическое движение. У него нет пока идеологии, нет головы - но это "накануне". Военная аналитика РФ была на уровне. Ура. Мы осознали проблему общих угроз, и то, что мы защищены "потемкинскими деревнями" - снова спасибо Армении", — пишет Олюнина, припоминая, что при создании МЧС России учитывался опыт землетрясения в Спитаке, Ленинакане.

"Мы все в долгу перед армянами.

Это первая страна, кто посвятил тему борьбы за признание геноцида всему миру.

Не смейте вытирать об Армению ноги.

Кто не падал — тот не поднимался.

Армения — это способ мышления, его нельзя убить.

Если бы Армении не существовало — ее бы следовало придумать".

Слово, обращенное к Армении, становится сегодня спасительным, потому что помогает нам полюбить самих себя. Самобичевание зашкаливает; каждый мыслящий армянин сегодня осознает свою ответственность за произошедшее, но тиражирование направленного на себя гнева лишь отдаляет нас от самих себя. 

"Видимо, Господу было угодно послать ветры с вершин Арарата за тысячи километров в маленький городок в тот момент, когда мои родители задумывали создавать меня. И я сам охотно верю в это, ибо на себе ощутил притягательную силу и духовный подъем в миг, когда впервые увидел Арарат, проезжая по долине, названной его именем. И сегодня мне открыто понимание удивительной притягательности потомков Ноя, так как в силу многовековой араратской "подзарядки", их генетический код настолько стал идентичен планетарному, что сами они стали своими и привычными, как воздух, которым мы дышим, или ветер, от которого мы кутаемся в одежды или, наоборот, распахиваемся ему навстречу, чтобы освежиться; как пески пустыни - таинственные и экстремальные, или плодородная почва, щедро одаривающая нас всем жизненно необходимым", - это отрывок из предисловия к книге стихов "Армения как состояние любви" нижегородского поэта Виктора Коноплева.

"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

Арцах, как Амура стрела  - любовь от рождения -

Шаги твои чувствует, ими гордится отечески,

Он в каждой былинке, в улыбке твоей, в пробужденье,

Ты - вера его и надежда, о, сын человеческий!

Бери же в ладони свои его теплые руки,

Его тишиной насладись, его мудрым молчанием,

Годами любви пропитайся, годами разлуки,

Лучами огней тихих звезд и их нежным мерцанием.

Арцах, как дыханье, как грустная песня дудука,

Ранимое, страстное сердце, доблесть, сила  мужчины,

Янтарное солнце и горы - то шлем и кольчуга

Надень их, защитник, и будь же Арцахом хранимый!

Виктор также был частым гостем на армянской земле, он много лет занимается развитием российско-армянских связей, выпустил несколько поэтических сборников, посвященных Армении и Арцаху.  Стихотворение Виктора Конолева "Любить Армению по-русски" было включено в учебник русского языка для 12 класса старшей школы Республики Армения. Весь период недавней войны он сутками не отходил от компьютера, мониторил и распространял информацию, но, главное, давал понять, что он рядом с нами. После 9 ноября Коноплев надолго выбыл из сети, он не мог писать, не мог говорить, он вместе с нами, рухнувшими в бездну, переживал этот шок.

"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

Слово, обращенное к Армении — это не только письменные знаки на белом листе бумаги или экране компьютера, Слово - это, часто, образ.

Белорусский художник Ольга Левина влюбилась в Армению с первого взгляда. Она увидела ее во сне, а потом взяла и приехала. С тех пор Армения и Арцах стали для Ольги дорогой - дорогой жизни, любви, творчества.

"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

Символы Армении, укрытые в них смыслы во многом определили для Ольги пути постижения себя и мира. Так, например, обычные гранаты обрели на полотнах Левиной десятки разных воплощений, но всегда - как источник жизни, процветания, любви, счастья.

"Твоя боль нужна миру": рассказ о тех не армянах, для кого Армения как состояние любви

"Для каждого есть свое место на нашей планете, где он чувствует себя как дома и по-особенному уютно и душевно. Меня позвала Армения - страна гор, камней, тепла и душевных людей. Именно здесь я поняла, что я дома. Безусловно, я очень люблю свою Родину, Белую Русь, ее бескрайние просторы, высокое небо, чистоту и таинственные плодородные леса. Именно в Армении я поняла, что слово Родина - не пустое пафосное понятие, а частица души, забыть о которой можно только потеряв Душу. У меня не может быть выбора - Армения или Беларусь, потому что я люблю их обеих, только каждую по-своему. И именно Армения привела меня к чувству гордости от принадлежности к народу своей страны! — написала Ольга Левина в своем блоге". 

Эти ее слова очень созвучны одному из высказываний Валерии Олюниной, где она написала, что вход в русский дом у нее случился через армянский подъезд.