"Не смогу жить как трус": Ваге спас раненого от слепоты, но сам погиб

Sputnik Армения продолжает рассказывать о тех, кто отдал жизнь за то, чтобы мы жили. В дни карабахской войны врач Ваге Меликсетян не только помогал раненым, но и сам участвовал в боях, поддерживая в солдатах боевой дух. Он спас множество жизней, но себя не уберег.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Карине Арутюнян, Sputnik Армения

Фармацевт Ваге Меликсетян во время войны спас множество жизней, но сам погиб во время боев в Джракане (Джабраил). Это случилось через несколько минут после того, как он спас, практически от слепоты, раненого солдата. Военнослужащего навестил брат Ваге - Саркис Меликсетян.

Солдат был ранен в глаз, когда 8 октября армянская сторона пошла в контрнаступление, чтобы вернуть одну из потерянных высот. Ваге поспешил на помощь раненому, который просил его не перевязывать глаза – парень опасался, что потеряет сознание, когда перестанет видеть.
"Мне нужны твои глаза",- Ваге перевязал солдату глаза, отправил в госпиталь, а сам вернулся на высоту, где оставались раненые. Он погиб через несколько минут, а его последний раненый уже выписался из больницы. Ему удалось сохранить зрение.

"Не смогу жить как трус": Ваге спас раненого от слепоты, но сам погиб

Ваге призвали в армию в декабре 2018 года. В это время он уже преподавал в ЕГМУ, на кафедре клинической фармакологии. В 2019-м планировал защитить диссертацию. Служить его отправили в Санасар (Кубатлы). Он оказывал помощь пострадавшим, хотя был фармацевтом, а не врачом.

Саркис рассказал, что Ваге несколько раз обращался в Минобороны, с просьбой призвать его в армию, но его просьбы отклонялись – объясняли, что профессия фармацевта не очень востребована в армии. И вдруг, спустя столько лет, когда он уже преподавал, причем и на армянском языке, и на английском, приходит повестка из военкомата. Конечно, семья была в шоке.

Карабахская война глазами "русского армянина"։ история полковника Станислава Еремина>> 

"Вместе с ректором ЕГМУ мы написали письмо в Минобороны о переводе Ваге куда-нибудь поближе, чтобы он успел подготовиться к получению ученой степени", - рассказал Саркис.

Министерство обороны отклонило обращение, мотивируя тем, что в ближайших воинских частях мест нет. И тут семья узнает, что в один из госпиталей близ Еревана поступил на службу популярный в Армении певец Арам MP3. Семья Ваге подала в суд на бывшего главу Минобороны Давида Тонояна и начальника Генштаба ВС Армении Артака Давтяна за то, что Ваге, будучи фармацевтом, был вынужден служить в армии врачом.

Саркис объяснил, что Ваге сам не хотел брать на себя функции врача: он всегда говорил, что если с кем-то из раненых что-то случится, он будет винить себя и не сможет себя простить. Иск по делу Ваге все еще находится в суде.

"Не смогу жить как трус": Ваге спас раненого от слепоты, но сам погиб

Брат поделился мечтами Ваге: развивать в Армении клиническую фармакологию, чтобы в штатное расписание стационарных медучреждений был включен специалист, контролирующий лекарственные препараты, назначенные врачом. Были у Ваге и свои фармакологические разработки – он работал над созданием лекарства, нейтрализующего последствия инсульта.

"Полковник Асатрян героем родился": сослуживцы о выдающемся командире

Ваге занимался бегом, участвовал в благотворительных марафонах, играл на фортепьяно. По словам Саркиса, больше всего брат любил исполнять известный фрагмент из балета "Маскарад" Арама Хачатуряна, но сыграть он мог любую мелодию. И очень любил играть. Даже когда приходил в отпуск из армии, недолго пообщается с семьей и - за фортепьяно.

Саркис вспоминает, что его брат всегда стремился все делать идеально: закончил школу с отличием, а чтобы поступить в мединститут на госзаказ ему не хватило всего 0,5 балла. Брат уверен, что Ваге был идеальным и, помогая раненым, и на поле боя.

"Боевые товарищи Ваге говорят, что он очень воодушевлял их, делился всем, что имел. Когда его спросили, где его шлем и бронежилет, он "оправдался", что они тяжелые и при перевозке раненых мешают, без них удобнее прибежать на помощь. В окопах он рассказывал товарищам всякие истории и не давал спать ночью, чтобы те не замерзли и не получили воспаление легких",-рассказывает Саркис.

"Не смогу жить как трус": Ваге спас раненого от слепоты, но сам погиб

Братья связывались по телефону, но Ваге не делился какими-то подробностями службы. Только сказал однажды, что по возвращении расскажет брату нечто, что его очень удивит. Саркис сказал ему тогда, чтобы тот не только ранеными занимался и о себе хоть немного заботился, но Ваге ответил, что так он не сможет: "Не смогу я оставить этих ребят. Не смогу жить как трус".

Когда охраняешь знамя - честь отдают тебе: что увидел перед гибелью подполковник Симонян>>

Саркис сообщил, что та высота в Джракане, в боях за которую погиб Ваге, оставалась под контролем армян лишь несколько часов. В сердце Саркиса все бунтует против этого: для него стало чем-то вроде мечты – подняться на эту вершину, посидеть там с товарищами Ваге, поговорить с ними о днях, проведенных с его братом на поле боя…

…С Саркисом мы разговариваем в его офисе. Здесь стоит фортепьяно. Он решил воплотить в жизнь все незавершенные дела брата – играет на пианино, собирается открыть фонд, который будет называться в честь Ваге Меликсетяна и заниматься развитием клинической фармакологии в Армении.