Параджанову — 97: как смотреть и понимать фильмы классика?

Сергей Параджанов — голос армянского кинематографа, признанный провидец от искусства и великий столп культуры Кавказа. Ему удалось преобразовать фольклор в визуальную поэзию. Рассказываем, с чего начать изучение наследия режиссера, признанное во всем мире.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

«Цвет граната» (1968)

Признанный шедевр и наиболее известный фильм режиссера, самый таинственный и сюрреалистичный из всех его картин. В центре интереса Параджанова — судьба армянского поэта Саят-Новы, который влюбился в царскую дочь, был изгнан и стал священником в армянском монастыре Ахпат. За отказ отречься от христианства Саят-Нова был казнен вторгшимися в обитель иранцами. Муки Саят-Новы режиссер показывает через сказочные композиции и средневековые аллегории — эзотерический язык книг, цветов, черепов, ковров, горящих свечей, икон, павлинов, раковин, золотых шаров и кровоточащих гранатов, оживляемых ветром.

«Легенда о Сурамской крепости» (1985)

Тема мученичества за сохранение христианской веры против исламских вторжений у Параджанова неслучайна — его первая жена вскоре после свадьбы была убита своими родственниками за переход из ислама в православие. «Легенда», основанная на новелле Даниила Чонгадзе, рассказывает об угрозе мусульманского вторжения в Грузию. Сын героя Дурмишхана заживо замуровывает себя в стене крепости Сурами. Спустя почти 16 лет после «Цвета граната» картина соткана из тех же полотен: яркие картины с закодированными суевериями и сакральными символами преданности и смерти говорят у Параджанова лучше слов.

«Арабески на тему Пиросмани» (1986) 

Визуально богатая картина — своеобразная дань уважения картинам великого Пиросмани. Белый ягненок и развевающиеся на ветру кружева на вертящейся красногубой женщине, дверь в грузинский пейзаж и галлюцинация скачущего всадника — снова «фирменный» стиль Параджанова, язык эзотерических символов, жертвоприношений и магической алхимии искусства.