ЕРЕВАН, 24 янв - Sputnik. Артур Газарян не рассказал о том, что пережил в азербайджанском плену, оставаясь верным христианским заповедям, но отношение к нему со стороны азербайджанских солдат было несколько более сдержанным, чем в отношении других плененных армян.
Газарян родом из Степанакерта, рос в семье учителей, закончил школу на отлично. Учиться уехал в Москву, с первой же попытки поступив в знаменитый пединститут им. Ленина на отделение математики, после института остался в Москве. Большая часть его жизни была отдана педагогике. С начала нулевых Газарян служил в одном из московских храмов, а летом 2013 г. осуществил свое давнее желание -вернуться на Родину - в Карабах. Он учительствовал в селе Ванк, потом в одной из деревень Лачинского района, а в сентябре 2020 его пригласили преподавать математику в колледже г. Шуши. Там и застала его война.
Вместе с другими шушинцами Газарян переживал тяжелые дни в убежище, город постепенно пустел, ему тоже обещали, что переправят в Ереван, но...
Сын Газаряна Алексей, который последний раз говорил с отцом по телефону 5 ноября, сильно забеспокоился об отце, когда связь прервалась. Алексей обратился в газету "КоммерсантЪ" с просьбой помочь в поисках отца. Редакция в желании помочь подняла свои самые высокие связи в Баку. Там откликнулись.
Артур Газарян осознавал, что бои идут уже практически в городе. Понимая, что находится в безвыходной ситуации, карабахский учитель математики решил выйти из убежища и укрыться в храме. Как он сам объясняет: если должно с ним что-то плохое случиться, пусть это произойдет в храме. Стоя в укромном уголке церкви Казанчецоц, он слышал доносящиеся из расположенной рядом школы звуки азербайджанской песни, которую играли на фортепьяно. Он видел, как в церковь вошел военный и понимал, что скоро его обнаружат. Через некоторое время стало известно, что именно этим пленным интересуется азербайджанское "высокое начальство".
Арман Татоян обратился в международные структуры по вопросу границ Армении>>
Газарян был свидетелем пленения 83-летнего жителя Шуши Джоника Тевосяна, немощного, больного человека, 32 года назад пережившего сумгаитскую трагедию (кадры с издевательствами над этим стариком азербайджанцы распространили в сети).
Были и другие пленные армяне. Их держали связанными в подвале. Газарян рассказывает, что ел половинку печенья в день и лишний раз боялся попроситься по нужде, не желая раздражать соглядатаев, чтобы не вызвать агрессию по отношению к пленным.
Да, его тоже заставляли говорить, что Карабах - это Азербайджан, но он смиренно молвил, что Карабах - Божий, как и все страны на земле, повторяя: Россия, Канада, Франция... все страны - Божьи. Газарян объясняет, что азербайджанцы не могли этого не принять, потому что и в Коране так сказано.
В своем рассказе "Коммесанту" Газарян поведал и о том, как их выставили на плацу перед азербайджанскими солдатами и офицерами и преподали некоторые уроки, какие именно он не уточнил, только прибавил, что к пленным всегда нездоровое отношение.
В конце ноября Газарян был уже в Баку, где его содержали в одиночной камере до 9 января. Какие-то общественники даже сводили школьного учителя на прогулку по Баку, с посещением армянской церкви на Площади фонтанов.
Сегодня Газарян уже в Москве, в своей семье.