ЕРЕВАН, 26 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Власти Армении идут на новую перекройку Конституции, на этот раз нужны гарантии самороспуска парламента без отставки премьер-министра. Делается это для того, чтобы парламентское большинство в случае отставки Никола Пашиняна вдруг не выбрало нового главу кабмина. Судя по всему, такие опасения у Пашиняна есть, он не до конца доверяет своей фракции, в связи с чем и хочет остаться на посту премьера до проведения новых парламентских выборов. Это вторая за последние несколько месяцев поправка к Основному закону страны. Первая поправка была внесена летом прошлого года для смещения главы Конституционного суда.
Экс-заместитель министра юстиции, юрист и эксперт по конституционному праву Арам Орбелян в этой связи считает, что в случае принятия поправок конституционный баланс будет нарушен.
"Логика парламентской системы как раз заключается в том, чтобы парламент формировал правительство, а не правительство решало, распускать парламент или нет. Парламент должен распускаться только в том случае, если он не может выполнять свои функции, например, выбирать главу правительства. Но исполнительная власть ни в коем случае не правомочна распускать законодательную", - сказал Орбелян в интервью Sputnik Армения.
По сути теперь парламентское большинство хочет внедрить институт роспуска парламента по желанию правительства. Орбелян отмечает, что это может свидетельствовать в первую очередь о том, что премьер не доверяет своему парламентскому большинству. Однако поправки сами по себе противоречат Конституции и конституционному порядку. Он при этом предполагает, что прежде чем принять эту поправку окончательно, Национальное собрание должно будет обратиться в Конституционный суд с целью изучить соответствие этой поправки букве и духу Основного закона. Нашему собеседнику сложно сказать, какое решение примет КС, но в любом случае Конституция Армении не позволяет исполнительной власти распускать законодательную власть. Формально Национальное собрание (в случае принятия поправки) идет на самороспуск, но фактически его распускает именно правительство.
Переходная власть, экстренная программа: оппозиция Армении проводит слушания в парламенте>>
По его мнению, если поправки будут приняты без соответствующей оценки и решения Конституционного суда, то это может быть расценено как узурпация власти, в данном случае – функций Конституционного суда. Но забегать вперед юрист не советует, так как в процессе обсуждения поправок могут появиться новые детали, и соответственно – новые уголовно-правовые последствия.
О возможном недоверии Пашиняна к своей фракции говорит и политтехнолог Виген Акопян. По его мнению, премьер, прекрасно зная потенциал блока "Мой шаг" и качество человеческих ресурсов, хочет застраховать процесс выборов от нежелательных сценариев.
Он обращает внимание на то, что в последние дни власти предлагают двум оппозиционным фракциям "Процветающей Армении" и "Просвещенной Армении" подписать меморандум о том, что они не будут выдвигать собственных кандидатов в премьеры в случае отставки Пашиняна в целях проведения досрочных выборов.
"Это на первый взгляд довольно странно, учитывая, что оппозиционные фракции суммарно не могут набрать достаточное количество голосов для выборов премьера. Но Пашинян опасается, что в последний момент эти силы могут привлечь на свою сторону некоторых представителей парламентского большинства и тем самым обеспечить нужное число голосов. О чем это говорит? Это говорит о недоверии", - сказал Акопян Sputnik Армения.
Акопян также констатирует, что в последние месяцы парламентское большинство заметно ослабло в плане единства, сплоченности. Многие из депутатов понимают, что их возможности вновь пройти в парламент в случае досрочных выборов весьма туманны. Это может привести к условному бегству из фракции, например в случае, если тот же лидер "Просвещенной Армении" решит выдвинуть свою кандидатуру на пост премьера.
Скандальные поправки к армянской Конституции 26 июня вступят в силу>>
Напомним, что по действующей Конституции Армении, парламент может быть распущен, если после отставки главы правительства депутаты на двух заседаниях не смогут избрать нового премьер-министра. Национальное Собрание также распускается в случае, если парламентарии не одобряют программу правительства. Согласно Основному закону страны, внеочередные парламентские выборы проводятся не ранее чем через 30 и не позднее чем через 45 дней после роспуска законодательного органа.