Жанна Погосян, Sputnik Армения
Третий по величине город Армении Ванадзор по-старинке продолжают называть Кироваканом (название со времен Советского Союза).
Привычка ванадзорцев называть свой город советским топонимом не случайна: город так и остался Кироваканом. Здания, памятники и люди будто остались в советском времени. Но история не о самом городе, а об открывшемся в нем армяно-российском производстве. В областном городе открылась швейная фабрика, в ней будут шить охотничью и рабочую форму, планируют экспортировать всю продукцию в Россию. Работают 100 человек, еще 1900 рабочих мест вакантны.
Идем по холодным коридорам огромного полуразрушенного здания. В конце коридора - огромный зал, в котором, хоть и включено отопление, весь персонал и даже директор сидят в зимних куртках. Женщины от 30 до 70 лет сидят в двух-трех рядах у швейных машинок. Молодая девушка лет 25-ти то и дело подходит и громко обращается к швеям.
- Почему так громко? - спрашиваю я.
- А на швейной фабрике по-другому никак. Тут всегда - шум.
На стеклах около швей прикреплены три бумаги. На них всех указаны штрафы, которым могут подвергнуться работники предприятия. 5000 драмов (10 долларов) за разговор по телефону, 10000 (20 долларов) - для бригадира. 3000 драмов (6 долларов), если работник не будет блюсти чистоту своего рабочего места. А вот что поистине удивляет, так это штраф в 170 тысяч драмов (около 320 долларов), если работник будет использовать розетку швейной машинки для своих личных целей.
- А эти штрафы реально выписывают? - спрашиваем у директора, Мгера Мирзояна.
- А как же, - говорит он с энтузиазмом, - каждый работник подписывает рабочий договор, в котором четко прописаны все возможные штрафы. Мы столько денег вкладываем в это предприятие, посмотрите какая огромная территория, и мы ее отапливаем.
- Сколько в среднем получают работницы?
- Как и на всех предприятиях подобного типа, зарплата у сотрудников сдельная. Шитье одного костюма стоит 1000 драмов (около 2 долларов). Сколько швея пошьет за месяц, столько и получит. Могут и до 100 тысяч получить (200 долларов) за месяц, если будут хорошо работать. Но в среднем это 40-50 тысяч драмов (от 77 до 100 долларов). Все тут новички, и тем более женщины: любят поболтать и кофе попить. А бригадирша у нас вообще получает 130 тысяч драмов (250 долларов). Вы представляете, какая это солидная сумма для женщины в Ванадзоре?
Пока мы разговариваем швеи молча выполняют свою работу.
На территорию предприятия заходит группа женщин. Они подходят к руководству фабрики и начинают что-то обсуждать. Становится ясно - пришли узнать условия работы.
Я подхожу к швеям. На пальце одной из сотрудниц замечаю кольца. И сразу резонный вопрос:
- А вам удобно в кольцах работать? Не мешают?
- Да нет, я их вообще не чувствую, - говорит она.
После нашего диалога, несколько женщин рядом показывают, что и у них кольца на пальцах. Одна из бабушек улыбается:
- Здесь я работаю спокойно, но, приходя в дом, сразу же снимаю, они уже начинают мешать.
Еще одна бабушка исподлобья наблюдает за нами. Как только возникает пауза, она просит меня подойти к ней.
- Джана, - нежно обращается ко мне она, - прошу тебя, спроси у нашего директора, когда нам тоже предоставят транспорт? Для живущих в Ванадзоре есть автобус, но для жителей сел нет.
- А много жителей из вашего села?
- Да, много. Вынужденно каждый день на такси едем. Около 15 тысяч в месяц уходит на это (около 28 долларов), а получаем 40 тысяч драмов (несмотря на то, что размер минимальной зарплаты в стране - 68 тысяч драмов). Как на это жить?
Подхожу к директору, уже предполагая, что он может мне ответить.
- Я не могу себе позволить еще один транспорт. Один везет всех рабочих из домов на работу и обратно.
- Но он работает только в Ванадзоре.
- Да. Но работников не так уж и много сейчас. Как только их будет больше, подумаем над развозом тех, кто из сел.
Я возвращаюсь к бабушке с ответом директора.
- Спасибо большое, милая, - говорит она мне.
Две женщины рядом так же грустно улыбаются: они вместе с этой бабушкой каждый день добираются до фабрики на такси.
В Лорийской области уровень безработицы достигает 18%. Каждое открытие подобных предприятий становится для местных людей манной небесной, и люди соглашаются на не самые комфортные условия, так как у них просто нет другого выбора. Люди предпочитают оставаться на своей родине со своей семьей и работать в сложных условиях, чем уезжать за границу или получать пособие по безработице.