В доме майора нас встречают его самые молодые и дисциплинированные "солдаты" - сыновья Аветис и Давид. Он не строгий папа, но требовательный. Старший сын хорошо понимает, что отец военный и рассказывает друзьям о его подвигах, а вот Давиду всего 2,5 года, и он даже на пальцах с трудом показывает, сколько ему лет. Увидев, что отец собирается что-то рассказать, дети удобно усаживаются, чтобы послушать.
Андраник рассказывает, что решил стать военным в детстве, приблизительно в возрасте Аветиса и ни разу не пожалел об этом, даже во время ожесточенных боев в Карабахе. Признается, что еще больше полюбил свою профессию, а сейчас пытается помочь руководству проанализировать причины, которые привели к поражению. Он не считает, что армянская армия понесла поражение, поскольку уверен, что как сам он, так и его боевые товарищи выполнили стоящие перед ним задачи на отлично.
"Азербайджанский солдат не победил нас. Это знают как сами они, так и мы все. Придет время и многое прояснится, но я, как и прежде, считаю себя офицером сильной и победившей армии. И День армии буду праздновать так же, как и раньше, буду чтить память погибших и доведу до конца их дело ", - говорит он.
Майор ушел на войну в начале октября. Он заранее нас предупреждает, что не будет говорить, в каком направлении воевал и какие боевые задачи выполнял, но вместе с этим признается: самым страшным была потеря боевых товарищей.
Андраник на первый взгляд рассказывает о войне очень сдержанно и сухо, но как только начинаем расспрашивать о погибших боевых товарищах он сжимает кулак, а глаза наполняются...
"Я потерял много друзей, но самой болезненной была последняя потеря. Солдат, который прошел со мной всю войну, погиб за несколько часов до перемирия. Он всю войну повторял: "война закончится тогда, когда я погибну". Так и случилось", - говорит он и выдерживает паузу.
Андраник посетил родственников всех боевых товарищей, которые погибли на поле боя. Были случаи, когда лично сообщал грустную весть. Он старается поддерживать связь со всеми и пытается заполнить ту пустоту, которая осталась после гибели их сыновей и братьев.
Майор старался вынести с поля, как можно больше раненых, и даже тела погибших, чтобы не оставлять врагу. Однако были случаи, когда сделать это не удавалось из-за бомбежек противника, но после окончания боевых действий Андраник помогал в поисках останков погибших.
"Родителям павших всегда говорю, что теперь я буду им как сын, могут звонить мне, делиться своим горем и проблемами. Они теперь часть нашей жизни, а мы их", - говорит он.
А вот своей маме Андраник не сказал, что ушел на войну. Долгое время она думала, что сын продолжает служить в Араратской области. И лишь вопрос соседа: "Как сын воюет", раскрыл ей глаза.
Сам Андраник считает, что был прав, поскольку лишнее волнение - матери ни к чему. А вот старший сын офицера - Аветис - понял все раньше бабушки: он хвастался перед друзьями, что папа родину защищает.
Из села есть много погибших, многие были военнослужащими контрактной службы. И шестилетний малыш произносит очень мудрую для своих лет фразу: "Они все герои – защищали нас и нашу родину".
— Вы бы хотели, чтобы ваши сыновья стали военными?
— Естественно. Я готов принять любой их выбор, но, несмотря ни на что, быть солдатом нашей армии – честь и гордость!
Добавим от себя - на 28 января торжества не запланированы. Впрочем мероприятия локального характера пройдут во всех воинских частях страны.
В 1991 году решением правительства Республики Армения при Совете министров был создан Госкомитет обороны. 28 января 1992 года правительством Армении было принято решение о создании министерства обороны и национальной армии. Армия формировалась в ходе военных действий. Ее основой стали различные добровольческие отряды, непосредственно задействованные в боях в Карабахе.