Иранская нефть и армянское золото, или Как свергали правительство Моссадыка

Ресурсы той или иной страны всегда находятся в поле зрения крупных держав, которые нередко прибегают к смене политических режимов, чтобы завладеть богатствами. В этом контексте колумнист Sputnik Армения проводит параллели между Ираном и Арменией.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В туристическом путеводителе говорится: "Почти все иранские армяне (до 300 тысяч человек – С.Б.) бывали в Ереване". Не меньше армян ежегодно посещают Иран, отношения с которым не просто соседские, а добрососедские.

Как Армении поднять промышленность при помощи Ирана? Отвечает министр экономики

"Иран – безопасная для армян страна, в которой у представителей этого древнего народа никогда не возникает проблем", – можно прочесть в политическом словаре об Иране, и это действительно так.

Между тем, проблемы с безопасностью не раз возникали у самого Ирана, и если посмотреть внимательнее, то исторические аналогии с Арменией напрашиваются сами собой.

Иран богат нефтью, которая была и остается одним из основных источников дохода страны. В Армении много золота, молибдена и других цветных металлов. Мы тоже продаем их другим странам и получаем за это большие деньги. И там – в Иране, и здесь – в Армении, понимают, что такие месторождения – лакомый кусок, от которого мощные державы хотели бы не просто отщипывать, а иметь в своем кармане целиком, но согласиться на это готовы не все правительства. И тогда их свергают.

Отсюда к истории о том, как и почему в далеком 1953 году убрали главу иранского правительства Мохаммеда Мосаддыка.

Иранская нефть и армянское золото, или Как свергали правительство Моссадыка

Два слова о нем. "Мосаддык достиг совершеннолетия в эпоху, когда было обнаружено, что Иран обладает невероятно богатым ресурсом, но прежде чем иранцы смогли им воспользоваться, иностранцы отобрали его у них", – замечает Стивен Кинзер в своей книге "Братья: Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес, и их тайная мировая война".

Один из братьев – госсекретарь США, другой – директор ЦРУ той же Америки, оба были активными участниками нефтяной сделки.

Вопреки американским санкциям Иран нашел новых покупателей нефти

Даллесы верили, что американское будущее будет всегда лучше, чем прошлое. Иранская история научила Мосаддыка, что все это – чепуха.

Даллесы верили, что бедные страны могут прогрессировать только с посторонней помощью. Мосаддык мучился из-за подчинения своей страны иностранной власти и ненавидел то, что она сделала с Ираном.

Когда весной 1951 года он стал премьер-министром, Меджлис единогласно проголосовал за национализацию нефтяной промышленности. Это сделало премьер-министра героем в глазах миллионов иранцев, почувствовавших, что теперь они могут сами распоряжаться национальным богатством.

Осенью 1952 года Иран разорвал дипломатические отношения с Великобританией. Американцы попытались сгладить отношения, но ничего из этого не вышло.

Западу стало ясно – Мосаддыка надо свергать. Свергали, как повелось, спецслужбы США и Великобритании. К весне 1953 года план свержения был готов, ЦРУ обозначило операцию в греко-романтическом стиле "Аякс" (навевает ассоциации с армянским женским батальоном "Эрато"), английская разведка SIS закодировала ее более прозаически "Boot", в смысле – "дать пинка", на подкуп иранских офицеров и госслужащих выделили 19 миллионов долларов, и дело пошло.

Если "ядерная сделка" с Ираном канет в Лету: грозит ли Южному Кавказу большая война>>

Понятно, был отобран и кандидат на место смещенного Мосаддыка – им стал уволенный им в 1951 году бывший министр внутренних дел Ирана генерал Фазлолла Захеди.

Новые санкции США против Ирана вряд ли отпугнут партнеров Тегерана - Князев

Однако первый блин вышел комом. Полковника, вручившего Мосаддыку шахский указ о его отстранении от должности, охрана премьера сразу же арестовала. А Мосаддык запустил механизм по низложению самого шаха. Но Мохаммед Реза Пехлеви со своей красавицей уже был в Риме, Захеди бежал, на улицы повалил поддерживающий премьера и соответственно настроенный против шаха народ. Взяли под стражу главу шахской гвардии и еще много тех, кого надо. Короче говоря, свержение Мосаддыка провалилось.

А дальше произошло то, что часто бывает с теми, кому кажется, будто он держит ситуацию под контролем. Мосаддыку казалось. Он расслабился, братья Даллесы с английскими коллегами, напротив, напряглись, проплатили (о 19 миллионах долларов, надеюсь, помните) столкновения защитников премьер-министра со сторонниками шаха, начались стычки, и все стали оглядываться на армию.

Не пожелав втягивать страну в гражданскую войну, Мосаддык отказался использовать войска. Тем временем в Тегеран вошли отряды премьера, после коротких боев правительство Мосаддыка пало.

Мигом восстановили дипломатические отношения с Лондоном, создали англо-иранскую нефтяную компанию British Petroleum Company, черное золото потекло куда надо, и в каких угодно баррелях (не осталась в накладе и Америка), а Мосаддыка арестовали, посадили на три года в тюрьму, и на всю оставшуюся жизнь – под домашний арест в своем поместье.

Как работает Соткский рудник после перехода территорий Азербайджану? Ответил Троценко>>

…Жизнь продолжается. Иран сегодня держит свою нефть при себе, продает, кому хочет, сколько хочет и за сколько хочет.

Армения уже который год не может разобраться со своим золотым Амулсаром, который, оказывается, не такой уж и свой. А пока то да се, объявились новые хозяева и на Сотском месторождении – самом крупном в Армении.

Борьба продолжается…