Слушая тишину: 20-летняя Мариам потеряла дом в Гадруте, но нашла способ прокормить семью

Одна из тысяч гадрутских семей пытается заново построить свою жизнь в Армении: семья из 5 человек держится на плечах 20-летней Мариам, у которой инвалидность второй группы: девушка практически не слышит.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Если бы четыре месяца назад вы спросили Мариам, о чем она мечтает больше всего, она, не задумываясь, ответила бы: стать моделью, блистать на обложках журналов. Сегодня же самая большая мечта 20-летней девушки - иметь дом, зарабатывать себе на жизнь собственным трудом.

Война отняла у них два дома в Гадруте, все имущество. Сейчас Мариам, вместе с родителями, младшими сестрой и братом живет в селе Ариндж, в небольшом арендованном доме. Маленькая гостиная служит одновременно и спальней, и швейной мастерской.

Слушая тишину: 20-летняя Мариам потеряла дом в Гадруте, но нашла способ прокормить семью

За несколько минут Мариам успевает подружиться с нашим фотографом, владеющим языком жестов. Ей нравится фотографироваться, особенно когда парень, стоящий за камерой, понимает ее. Пользуясь случаем, я уединяюсь на маленькой кухне с мамой девочки - Эрной.

Слушая тишину: 20-летняя Мариам потеряла дом в Гадруте, но нашла способ прокормить семью

До войны

Жила семья скромно, создавая свой мир по кирпичику, с трудом, а потом в один день все потеряла. Так можно было бы одним предложением рассказать историю этой семьи, которая похожа на историю тысяч других карабахцев, ставших беженцами.

Эрна – военнослужащая, ее муж Армо – портной: владелец небольшой мастерской в Гадруте, шил и женскую и мужскую одежду. Дом приобрели по ипотеке, в кредит взяли мебель и оборудование для мастерской. Все это осталось в чужих руках. Единственным кормильцем семьи из 5 человек на сегодняшний день является Мариам.

Девочке было 8 месяцев, когда ей сделали инъекцию, ошибочно использовав не тот лекарственный препарат. Это обернулось для малышки потерей слуха на 88%.

Мама Мариам рассказывает, что, сначала дочь не могла объясняться, так как не знала языка жестов, что вызывало у девочки агрессию. Но как-то Мариам сама предложила родителям отправить ее в Ереван для обучения в специальном образовательном центре для детей с нарушением слуха.

"Сначала я была расстроена, сказала: я ведь буду скучать по тебе, Мариам джан. Как бы часто мы ни навещали тебя, но Гадрут далеко. Она сказала: ничего, главное я буду умной", - вспоминает Эрна.

Норкская специальная школа-интернат действительно изменила Мариам, сделала ее самостоятельной и более уверенной в себе. Когда родителей не было дома, Мариам заботилась о младших, готовила еду, убиралась по дому. Она посещала разные кружки, обучалась искусству гобелена, научилась шить и вышивать, танцевать. Музыка предназначена не только для того, чтобы ее слушать, ее нужно чувствовать, а Мариам это очень хорошо удается.

Война

Прапорщик Армии обороны НКР Эрна Мирзаханян была на службе, муж Армо Мосиян - в числе добровольцев на передовой.

Слушая тишину: 20-летняя Мариам потеряла дом в Гадруте, но нашла способ прокормить семью

В Гадруте нельзя было оставаться: сначала родители перевезли детей в Степанакерт, а через несколько дней, увидев, что ситуация ухудшается, решили отправить их в Армению к родственникам Армо. Родственники отказались принять детей, сославшись на то, что больны коронавирусом.

Оставшихся без крова детей приютили незнакомые люди из села Фантан Котайкской области. Хозяева были добрыми, но социально необеспеченными людьми. Большая семья в маленьком, холодном доме – гадрутцы были вынуждены искать другое пристанище.

За несколько дней до окончания войны Эрне пришлось написать заявление об увольнении и приехать в Армению к детям. Они переезжают в село Нор Ерзнка, и вновь мать и трое детей находят приют у незнакомых людей, где живут почти 2 месяца. Рассказывая о семье, которая их приютила, Эрна не может скрыть слез: она преисполнена благодарности.

Выключил "Наруто" и ушел в армию – родители Тиграна нашли тело сына, пройдя через ад

"Бабушка Агун и дядя Камо нас приняли как родных. Все, что вы здесь видите, это все нам дала бабушка Агун - тарелки, вилки, еда… Все, что было у них дома, она все достала и дала мне", - говорит Эрна, показывая на скромную кухонную утварь.

После окончания войны семья на несколько дней поехала в Арцах, пытаясь понять, есть ли возможность там остаться. Дорога в Степанакерт особенно напугала Мариам: она никогда не видела врага так близко, никогда не представляла, что вражеское знамя будет развеваться на ее родной земле…

С одной стороны - страх, с другой стороны - невозможность остаться вынудила семью вернуться в Армению, в надежде, что это временно, и что Гадрут каким-то чудом вновь станет армянским.

"Снаряд упал, и я лишился рук": как армянский миротворец нашел силы жить дальше>>

Сегодня семья живет в арендованном доме в селе Ариндж. Говорят, хозяин - добрый человек, даже начал приводить в порядок подвал, чтобы Мариам устроила там свою небольшую мастерскую, потому что в доме тесно.

Действительно с нуля…

Для семьи, потерявшей все, жизнь с нуля началась с больших трудностей. Еще в селе Нор Ерзнка Мариам мастерила сувениры и продавала их через свою страницу в Facebook. Был момент, когда девушка просила поддержки у благотворителей.

Люди отозвались, навестили семью, оставив небольшую сумму денег. Мариам решила использовать средства в качестве инвестиции: купили ткань, начали шить и продавать кухонные полотенца за 500 драмов. Выручку от продажи Мариам вкладывала в закупку сырья.

Слушая тишину: 20-летняя Мариам потеряла дом в Гадруте, но нашла способ прокормить семью

Отец кроит, она шьет: иногда не отходит от швейной машины до поздней ночи. Говорит, что должна чувствоваться одна рука. Мариам продала уже несколько сотен полотенец, и уже получила заказ на постельные принадлежности. Объем заказа небольшой, но девушка воодушевлена.

Случилось так, что о Мариам узнала директор центра моды "Атекс" и пригласила девушку к ним на обучение.

Теперь Мариам живет насыщенной жизнью: учится, приобретает новые навыки, а по возвращении домой вновь садится за швейную машинку.

Мечты

Эрна мечтает о хорошем слуховом аппарате для Мариам, но пока это семье не по карману. Аппарат, выделенный министерством труда и социальных вопросов Армении, не используется. "Он шумит", - объясняет Мариам. – "С устройством хуже, чем без него".

Эрна предлагает Мариам собрать деньги от выручки и купить качественное устройство, но у девушки пока другая цель: увеличить производство.

Испытания и невзгоды не сломили семью. Они готовы начать все заново, работать не покладая рук, чтобы однажды у них опять появился свой дом.